Публикации: Пора в школу? - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Пора в школу?

Если вашему ребенку исполнилось шесть-семь лет, этот вопрос наверняка один из самых актуальных в семье. Еще совсем недавно почти каждая школа, прежде чем принять ребенка в первый класс, предлагала пройти соответствующее тестирование. Престижные школы (лицеи, гимназии) устраивали конкурс, порой не менее сложный, чем вступительные испытания в вуз. Типичный пример: на собеседовании ребенку предлагают выбрать наиболее понравившуюся из двух картинок. На одной (яркой, цветной) играют ребятишки, на другой (довольно скучной) за партами сидят благообразные детки. Естественно, дошкольник выбирает первую. Вердикт комиссии суров: «Ваш ребенок еще не наигрался». Сейчас конкурсные собеседования в школах не проводятся, и принять ответственное решение о поступлении ребенка в школу предстоит самим родителям.

Отдать ли ребенка с 6 лет или подождать еще год, два? «Потянет» ли он лицей, или лучше пойти в общеобразовательную школу? Как ребенок будет учиться? Будет ли он так же успешен среди сверстников, как в детском саду, или возникнут проблемы? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые волнуют родителей будущих первоклассников.

Над этими вопросами размышляют специалисты «Школы творческого развития «Ключ».

Светлана Цыплакова, руководитель программы «Без пяти минут первоклассник», учитель высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ».

Начало школьной жизни - серьезное испытание для ребенка. В школе ребенок попадает в новый мир, функционирующий в соответствии со своими правилами и порядками. И от того, насколько успешно и быстро первоклассник сможет адаптироваться в необычной среде, почувствовать ее привычной для себя, зависит, в частности, и его успеваемость (удается ли ребенку услышать и понять новый материал, научиться применять его на практике). И новая обстановка, и новые знания являются информацией, которая требует принятия осознанных решений. Эти решения отнимают гораздо больше сил и энергии, чем привычные действия. Чтобы избежать "ловушек" у школьной парты, хотелось бы дать несколько советов родителям будущих первоклассников.

1. Выбор школы - задача для родителей сложная, важная, но прежде чем определить, в какую школу пойдет ваш ребенок, стоит взвесить все плюсы и минусы. Будет ли это школа рядом с вашим домом, или вам предстоит каждое утро поднимать своего малыша на час раньше, чтобы через весь город везти его в лицей или гимназию? Вам стоит объективно оценить состояние здоровья ребенка - ведь вашему первокласснику потребуется много сил, выносливости, чтобы успешно осваивать программный материал. Найдите время приобщить малыша к выполнению физических упражнений или посещению спортивной секции.

2. С какого возраста отдать ребенка в школу - с шести, с семи, а может, и восьми лет? Очень сложно ответить на такой вопрос, ведь каждый ребенок - неповторим, но тем не менее хочется предостеречь родителей от решения в пользу раннего обучения в школе - не отнимайте у своего ребенка год детства, проконсультируйтесь с психологом, логопедом, педиатром. И только после этого принимайте решение.

3.Понаблюдайте за детьми и обратите внимание на два момента, связанные с общей готовностью в школе. Первый - это инициативность и самостоятельность в игре, конструировании, лепке, в решении простейших бытовых задач; второй – это умение устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми (способность договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции). Если эти умения не сформировались, ребенку в школе будет трудновато.

4. В школе образование строится в логике учебных предметов, не характерных для дошкольного образования, поэтому важно не упустить время для развития систем восприятия информации (визуальной, аудиальной, кинестетической) и развития внимания, памяти, стремления к достижению цели. Побольше общайтесь с ребенком, читайте, рассказывайте, наблюдайте за природой и слушайте ЕГО, как он говорит, выражает свои мысли, отстаивает свою точку зрения.

5. И самое важное - создайте позитивный настрой в семье в преддверии такого важного события!

Светлана Сафарова, психолог.

Понятие «готовность к школе» включает в себя целый ряд особенностей ребенка: интеллектуальных, физиологических, мотивационно-волевых. Не всегда удается избежать проблем. В первом классе юный ученик еще справляется с учебой, но школьная жизнь предлагает все новые задачи, и «всплывают» где-то доселе спавшие болезни, последствия скрытой леворукости, неумение общаться, недостаток волевых качеств. А в результате у ребенка - срыв, невроз, стресс. Детская психика - очень сложное явление, и предугадать, как она будет развиваться в жестких школьных условиях, невероятно трудно.

Увы, часто причина школьных проблем лежит очень глубоко. Это могут быть, например, родовые травмы или последствия перенесенных заболеваний. Сами родители не всегда могут понять, почему ребенок невнимателен, рассеян, быстро утомляется. Нужен тщательный анализ всех компонентов психики. Помочь в этом может комплексная нейропсихологическая диагностика. Путем специально подобранных простых заданий, можно выявить несоответствия между развитием мозговых зон и необходимых для учебы навыков. Такая диагностика позволит выявить первопричину трудностей, настоящих или, возможно, будущих, а значит, правильно построить развивающую работу с ребенком. После обследования ребенка вы сможете узнать не только сильные стороны развития мозга Вашего ребенка, но и те его особенности, которые требуют развития, а также то, что для этого нужно делать. Например, развитие ребенка-левши обязательно требует особых подходов.

Светлана Митина, педагог, специалист по работе с леворукими детьми.

Родители и педагоги должны знать, что леворукий ребенок требует особого внимания и подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Он должен спокойно и комфортно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой. Специалисты считают, что целесообразно определить ведущую руку в возрасте 4,5 - 5 лет, так как в этот период формируется стойкое предпочтение одной из рук, и именно в этот период ребенок учится правильно держать карандаш, ручку, кисточку, ножницы, учится рисовать, писать, вырезать. Необходимо, чтобы эти сложные действия он выполнял ведущей рукой.

У нас в стране только в последние годы перестали переучивать левшей в детском саду, в школе и семье. Переучивание - это изменение работы полушарий мозга. Установлено, что насильственное переучивание приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах леворуких детей. Однако чаще всего левшам нужны дополнительные занятия по развитию моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и развитию речи. Рекомендуем лепку, рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочие действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти. Эти занятия должны быть ежедневными по 15 - 20 минут. Иногда левшам требуются дополнительные занятия с логопедом.

Обратите внимание на рабочее место для ребенка: при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, поэтому дома необходимо поставить лампу на столе справа. В классе это сделать невозможно, поэтому лучше посадить левшу у окна, слева за партой. Там больше освещение, и он не будет мешать соседу, работающему правой рукой. Если в классе два леворуких ученика, то лучше их посадить за одну парту. Леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления. Для левшей эффективен такой режим занятий: через каждые 15 - 20 минут работы 10 – 15 минут отдыха.

До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников, и педагогам и родителям надо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Наталья Самсонова, кандидат педагогических наук, директор «Школы творческого развития «Ключ».

Каждый год со студентами-пятикурсниками факультета начального образования КГПУ наблюдаю первоклассников всю первую неделю сентября. Буквально с первых минут виден темперамент ребенка, его позиция по отношению к одноклассникам и учителю. Для успешной адаптации, на мой взгляд, важны две вещи. Первая - наличие опыта занятий именно в системе школьных отношений, то есть посещения ребенком специальных групп. Они есть не только в детском саду, но и в различных школах, и позволяют ребенку «мягко» войти в школьную жизнь. С недавнего времени в системе общего образования нашей страны такая ступень называется «предшкольным образованием». Но многие общительные и организованные дети даже без подобного опыта адаптируются довольно быстро.

Второй момент – куда более сложный - это психологическая совместимость вашего ребенка и учителя. Дело в том, что в общении, работе, семье мы можем успешно контактировать с людьми, на нас не похожими; а вот в учении, согласно данным науки соционики, самый эффективный результат достигается, если люди похожи по своим психологическим характеристикам. Уверена, что выбор учителя для младшего школьника более важен, чем выбор школы. Как не ошибиться в нем? Простой совет: зайдите в мае в ту школу, где будет учиться ваш ребенок и узнайте, в каких кабинетах работают учителя, которые в сентябре набирают первоклассников. Постойте во время урока у дверей этих кабинетов, и вы поймете очень многое: какой голос у педагога (низкий, высокий, громкий и т.д.), какова атмосфера в классе (гробовая тишина, рабочий шум или полнейший хаос). Сделайте выбор в зависимости от того, насколько будущий учитель в чем-то похож на вашего ребенка. Подвижному, непоседливому малышу будет очень трудно с учителем-флегматиком, спокойный и медлительный будет в постоянном стрессе с учителем-холериком. Обязательно поговорите с будущим учителем, и сердце вам подскажет, насколько хорошо будет вашему ребенку с человеком, который навсегда останется в его жизни как ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ.

 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100