Публикации: Дошкольники и метафора - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Дошкольники и метафора

ДОШКОЛЬНИКИ И МЕТАФОРА
Больших Н. Н.

Современный ребёнок развивается в сугубо реалистичном, рационализированном мире, в котором его интуитивные, часто не вербализируемые представления, догадки остаются невостребованными и неразвитыми.

Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от четырёх-пяти до двенадцати лет. Этот период учёные называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

В период дошкольного детства малыши чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, приводят ребёнка в развивающие программы, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний  - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

На занятиях в "Живой букве" малыши знакомятся с буквами русского алфавита, их названием, начертанием. Цель занятий не только в том, чтобы дети быстро и легко запоминали азбуку, но ещё и в том, чтобы заниматься изучением было весело, радостно, чтобы за каждой новой буквой ребята открывали для себя неизвестное, необычное, неожиданное. Совместные занятия с детьми позволяют сформировать у детей представление об особенностях стихотворной речи, знакомят с такими явлениями, как звукопись, многозначность, метафоричность словесного образа.

Метафора, определяемая как перенесение свойств одного предмета (явления или аспекта) на другой, как скрытое сопоставление свойств  предметов разных классов, является предметом многочисленных лингвистических работ. Но в психологии, тем более в детской, она исследована мало.

Между тем она является мощным эвристическим орудием воображения, стимулирующим начало, "запуск" интеллектуального поиска.

С этой целью на занятиях проводится работа по следующим направлениям:

1.Усвоение графического изображения букв.

Игра На что похожа буква?"

Вот буква "В" видна вдали -

Красивая, витая, -

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.
  

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: ж-ж-ж.

Ребенок знакомится с начертанием букв, их названием, а затем перечисляются предметы, в названии которых имеется эта буква. Умение находить букву в отдельных словах, попытка поставить рядом несколько букв и воспроизведение их голосом.

2. Нахождение буквы в воображаемом мире предметов, вещей и явлений.

Обратное первому задание - умение увидеть в предмете или на картине рисунок буквы (буква "Г" - коса, буква "Д" - дом, буква "С" - месяц и т.д.).

В ходе творческой деятельности дети учатся сравнивать одну и ту же букву и каждый "видит" ее по-своему. Поскольку такие упражнения повторяются с каждой буквой, не удивительно, что ребенок быстро запомнит ее облик и научится ее изображать (рисовать, писать).

Эти упражнения постоянно переплетаются, дополняют друг друга, предоставляют сложную работу для развития образной памяти, мышления и воображения ребенка.

Все эти представления приобретаются в практических действиях со словом и стихом, а в дальнейшем и в попытках собственного творчества.

На занятиях в "Живой цифре"  у ребят также проводятся игры на развитие ассоциативности мышления. Ассоциативность - это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Игра " Что на что похоже?"

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят, и ведущий начинает: "То, что я загадал, похоже на…" и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых людей и предлагает следующий предмет для ассоциации.

Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

- с хлебобулочными изделиями;

- с созвучными словами: барон, бекон;

- с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе рассуждать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

Эти упражнения позволяют подготовить ребенка к такому творческому занятию, как придумывание загадок.

Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.

По определению Аристотеля, загадка - хорошо сформулированная метафора. В русском фольклоре самый распространенный тип загадок - метафорический. В таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызовет радостные эмоции детей.

Отгадать загадку - искусство. А если попробовать сочинить ее самому? Для этого потребуется четыре действия.

1. Задумать предмет или явление, которое хотите загадать. Отстраниться от него, как будто видишь его впервые, и дать ему определение.

2. Ассоциация.

3. Метафора.

4. Придать загадке привлекательность.

Например, процесс сознания загадки про васильки:

1. Отстранение.

Должны дать васильку такое определение, как будто видим его впервые. Василек - это растение на тонкой ножке, с узкими листиками, резными, синими лепесточками, похожими на глаза и издающими тонкий аромат. Растет растение среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые.

2. Ассоциации и сравнение.

В определении сказано, что васильки напоминают глаза, значит идет сравнение с глазами по форме и цвету - "синие глаза".

3. Метафора.

Попробуем дать василькам метафорическое определение: "то, что растет на поляне и имеет глаза дивной синевы".

4. Привлекательность формы.

Это действие необязательное, но его можно использовать для того, чтобы придать загадке форму стиха.

На пригорке, меж травы,
Глаза дивной синевы.
Что же это за цветы?
Отгадать попробуй ты.

Примеры некоторых загадок, которые сочинили дети.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, дает прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100