Публикации: Ребенок: звук-буква-пространство - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Ребенок: звук-буква-пространство

РЕБЕНОК: ЗВУК – БУКВА – ПРОСТРАНСТВО
Н.Н. Больших

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и взаимодействуя с ними, ребёнок начинает всё более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, свойства поверхности и др.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир.

Особое значение приобретает сенсорное развитие в восприятии звуков речи. Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы и цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняют различные манипуляции (перемещение, перекладывание). Отношения звуков развёртываются не в пространстве, а во времени, и это затрудняет их выделение и сравнение. Действия слухового восприятия формируются по тем же законам, что и действия восприятия зрительного, но и происходят в другой форме. В зрительном восприятии активность проявляется в особом акте обследования предмета. Активность фонематического восприятия заключается в одновременном произнесении слова. Четко произнося слово, мы обследуем его, как бы рассматриваем звуки из которых оно состоит. Различные стихи, пословицы, загадки служат способом выделения из слова любого звука.

В дошкольном возрасте у ребенка проявляется живой интерес к речи. Нужно учесть это, чтобы вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка, направит его желание и волю в нужном ключе.

В возрасте 4 – 5 лет для ребенка речь и средства общения становятся средством изучения. Возможно обучение грамоте. Путь обучения грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Буква – знак звука. Знакомство со звуком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что обозначается этим знаком.

В программе «Живая буква» через включение ребёнка в игровую деятельность осуществляется изучение букв русского алфавита. Работа с каждой буквой строится - по четырем направлениям:

1. звуко-буквоведение;

2. пластика;

3. музыка;

4. дизайн.

Я преподаю звуко-буквоведение и творческий дизайн не случайно: развитие речи находится в неразрывной связи с прикладной деятельностью детей. В речевых проявлениях участвуют не только моторные механизмы речевого аппарата, но и движения рук, ног, всего корпуса. Таким образом, осуществляется исследование пространства, ощущение себя в пространстве. Маленькому ребёнку легче запомнить и воспроизвести начертания букв, если перед ним пространство стола. Буквы моделируются из различных материалов (палочки, песок, рис и т.д.). Некоторые буквы могут трансформироваться друг в друга. При этом окружающая детей обстановка должна быть хорошо продумана в интересах развивающегося слуха и языка.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100