Публикации: Метафора как средство объяснения сложных грамматических правил финского языка - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Метафора как средство объяснения сложных грамматических правил финского языка

МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ОБЪЯСНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ФИНСКОГО ЯЗЫКА
Бебякина Н. И.

Грамматика финского языка считается довольно сложной.

Часто я сталкиваюсь с тем, что не то что детям, взрослым трудно понять как действует то или иное правило на практике.

Как известно, самое хорошее и доступное средство объяснения и закрепления сложного материала – это игра. И как оказалось, часто не просто игра, а именно игра – метафора (образное объяснение) помогает наиболее точно понять суть. Я говорю о тех моментах, когда учитель, поясняя грамматическую конструкцию, сравнивает её с каким-либо образом, реально существующим в нашем мире. Тогда это правило оживает, становится понятным и совсем несложным.

Например, система падежей финского языка отличается от русской не только по количеству (15 и 6 соответственно), но и качественно.

Когда происходит знакомство с первым падежом, среди учащихся практически нет людей, которые бы не поняли, как его применять. Но затем следует второй, третий, ……. пятнадцатый падеж. Голова загружена, всё путается. Но если представить падеж оканчивающийся на -ssa в виде червячка, сидящего в яблоке – (в чём?), -sta в виде чевячка, вылезающего из яблока – (из чего? откуда?), mihin? в виде червячка, залезающего в яблоко – (куда?), -lla в виде червячка на яблоке – (где?), -lta в виде червячка, сползающего с яблока – (откуда?), -lle в виде червячка, ползущего к яблоку – (к кому? на что?), то многие вещи встают на свои места.

Или, например, такое явление, как чередование согласных, не будет вызывать у детей никаких трудностей, если представить, что две kk – две мышки-подружки, а ssa, lla и т.д. – это злые кошки. Если эти животные не встречаются, то ничего и не происходит. (Наглядность: kukka, где две kk – это мышки, а lla, ssa и т.д. – это кошки) Одни живут своей жизнью, другие – своей. Но если вдруг они встретятся, то вы знаете, что тогда происходит. (На наглядности: к слову kukka присоединить кошку «ssa». Одну k кошка съедает.)

А если такое объяснение подкрепить ещё и стихотворением, то как дети, так и взрослые его никогда не забудут.

Стихотворение

Живут на свете кошки,
Живут на свете мышки.
Друг другу не мешают
И весело гуляют.
Но если злая кошка
Вдруг встретит где-то мышек,
Одну она съедает,
А на вторую сил уж не хватает.

(Так же работа проводится с другими чередованиями)

Приведу ещё пример игры-метафоры. Посмотрите, пожалуйста, это дом (картинка ”дом”). Сейчас он пустой, а скоро в нем будутжить 6 жильцов. Давайте знакомиться! На 3-ем этаже (самом верхнем) живёт слово mina", на 2-ом – sina", на 1-ом – ha"n. На двери каждого жильца есть свой особый знак, который принадлежит только ему:

у mina" -
  

n
  



у sina" -
  

t

у ha"n -
  


  

uu
  

(так же и с другими местоимениями)

aa

oo

Все эти слова очень гостеприимные и у них много друзей, они всегда делятся друг с другом своими радостями и печалями.

Как-то раз, ранним утром к mina" прибежало слово istu_. Оно плакало, т.к. потеряло свой хвостик и теперь оно незаконченное. Доброе mina" подарило ему ”n”. Посмотрите, что получилось: mina" istun – я сижу. Днём с такой же бедой прибежало слово seiso_. И ему mina" подарило своё ”n”. Получилось: mina" seison – я стою. А вечером прибежало слово puhu_. И его mina" выручило. Что же получилось? (Дети сами произносят это слово, а затем переводят на русский язык. И так с каждым местоимением. В конце, подводя итог, можно провести такую игру: Случилось землятрясение, все буквы упали. Помоги каждой букве найти свою квартиру.)

Закрепить эту тему, а заодно усвоить понятие ”предложение” или порядок слов в предложении поможет игра ”Паровозик”. (Обычный порядок слов)

Представим, что предложение – это поезд. На вокзал прибежало три слова: olen, oppilas, mina" (есть, ученик, я). Машинистом поезда будет самое главное слово (mina"), т.к. оно точно также как и паровоз, тянет за собой весь состав. В 1-ом вагоне поедет слово, которое называется глагол (olen), во 2-ом – может ехать любое слово (в данном случае oppilas). Закрепляем. Наглядность:

mina"
  

olet
  

isa"

sina"
  

on
  

a"iti

ha"n
  

olen
  

oppilas

На вокзал прибежало много слов (смотри наглядность), а у нас всего один паровоз и два вагона. Если в первый вагон село слово olen, то какое слово будет машинистом, а какое сядет во второй вагон?

Таким образом, игра-метафора позволяет лучше усвоить материал и делает урок более интересным.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100