Публикации: Метафора в ритмике танца - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Метафора в ритмике танца

Метафора в ритмике танца
(Младший дошкольный возраст)
Сташкова Н. В., хореограф ШТР "Ключ"

Ритмика является музыкально - теоретической дисциплиной, которая тесно взаимосвязана с методикой музыкального воспитания. В дошкольных учреждениях музыкально-ритмические движения являются одним из основных средств музыкального воспитания. Элементы ритмики, отдельные упражнения и задания могут быть также широко использованы на уроках музыки в школе и о внеклассной работе. Музыкально-ритмическое воспитание исходит из эмоционально-целостного восприятия музыкальных произведений. Однако в учебных целях целесообразно давать задания и на дифференцирование отдельных средств музыкальной выразительности, которые могут быть наиболее естественно и логично отражены в движении.

Хотелось бы чуть-чуть углубится и сказать о том, что уже с древних времён известно воздействие и сочетание ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Оздоровительное воздействие сочетания музыки и движений применялось в Египте, Китае, Индии… Так, например, в античном Риме музыка использовалась, как и танец, для лечения - тарантизма (укус пауком). Считали, что лучшим путём для обучения движениям и действиям - это овладение элементарными движениями, из которых складывается более сложный элемент - движения суставов, которые постепенно усложняются. В ритмических упражнениях используются разнообразные виды движений: основные, гимнастические, образные, а также танцевальные, так как музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетического воздействия на детей. Большое значение для развития музыкальности, музыкального кругозора, для воспитания хорошего музыкального вкуса имеет хорошо подобранный, высокохудожественный музыкальный материал, который помогает детям выразительно исполнять движения в образе, в характере.

Задачи урока ритмики:

1.)     Развивать чувство ритма у учащихся;

2.)     Развивать опорно-двигательный аппарат;

3.)     Постановка правильной осанки;

4.)     Совершенствовать качество движений на основе восприятия музыки, добиваясь их свободы, выразительности, чёткости, координации, пластичности, образности;

5.)     Научить учащихся исполнять танцы, музыкальные игры, упражнения для детей дошкольного и школьного возраста;

6.)     Развивать у учащихся в процессе занятий художественно-творческие способности, инициативу и самостоятельность.

И так как это младший дошкольный возраст, на занятии ритмике движения должны исходить из музыкальных характеров (образов):  весёлый, спокойный, энергичный, оживлённый, жизнерадостный, лирический, торжественный и т.д.. Благодаря чему дети на уроке хорошо усваивают, запоминают пройденный материал, развивая свою память, двигательные навыки, чувство ритма.

Схема урока ритмики:

1.) Построение за дверью

2.) Вход в класс (дети организованно под музыку входят в зал)

3.) Поклон

4.) Развитие музыкально-ритмических навыков (через хлопки, по одному хлопку, по два, в комбинации…)

5.) Разминка по кругу (приведу несколько примеров):

- Марш (основное упражнение)
- Ходьба на пяточках, на носочках
- Цапельки (поднятие  ног до колена, выводим вперёд и возвращаем в исходное положение, выполняя движение вместе с руками, изображая "цапельку").
- Лошадка (колени вверх или назад - достаём до "хвостика" у лошадки).
-Дождик (мелкий бег на полупальцах).

6.) Прыжки

7.) Пространственное перестроение: по кругу, по диагоналям, в колоны, прочёсы… Например: "Паровозик" - сели в паровозик и поехали, желательно, чтобы прозвучало при исполнении данного движения стихотворение, которое для  детей уже знакомо, или заранее выучили его вместе с педагогом, или при исполнении данного упражнения проучивают.

8.) Разминка на середине

9.) Игра (проводится  на расслабление и конкретно связанная с танцевальными движениями).

Игра - это самая оптимальная форма, которая может увлечь, заинтересовать, ввести детей в мир музыки. Существуют огромное количество игр, которые с каждым годом развиваются. Приведу несколько примеров:

а.) Игры на развитие творческих, зрительных способностей:

" Что есть у игрушки". (Ведущий показывает игрушку детям и прячет её. Дети должны рассказать: что это за игрушка, что у неё есть, все названные предметы, другими детьми повторяться не должны. Кто назвал больше признаков тот и победитель).

б.) Игры на внимание.

"Превращение".

Исполняется по кругу. Когда ведущий сделает хлопок в ладоши один раз - дети должны остановиться в позе аиста, два - в позе лягушки, на три возобновляют ходьбу по кругу.

в.) Игры на развитие памяти.

"Запомнить движение". (дети повторяют движение за ведущим, потом выполняют его в обратном порядке).

В играх реализуется комплексное воспитание детей средствами развитых видов искусств: музыки, театрального действа, музыки и театральной импровизации, в хореографии.

г.) Игры с мячом.

Задаётся тема (например, звери, еда и.т.д.). Педагог бросает по очереди мяч детям. Рёбёнок, который поймал быстро называет слово на заданную тему и бросает мяч обратно ведущему.

д.) Мяч - соединитель

(Ведущий бросает мяч и называет любое слово. Кто поймал мяч, говорит другое слово, которое сочетается по смыслу с первым словом: существительное - глагол, существительное - прилагательное).

е.) Игра  "И я".

Цель игры: развивать у детей в процессе общения чувство юмора. Правила - можно добавлять предложения в рассказе педагога только двумя словами - "И я", чтобы подходили по смыслу. Педагог рассказывает историю. В классе её можно проводить таким образом: дети сидят, и когда нужно сказать "И я", они встают и снова садятся.

Педагог:  Иду я однажды к реке.
Дети: И я
Педагог: По дороге  встречается мне наседка с цыплятками.
Дети: Молчат.
Педагог: Они клюют зёрнышки.
Дети: Молчат.
Педагог: Гуляют по зелёной полянке.
Дети: И я.
Педагог: Вдруг прилетел коршун.
Дети: Молчат.
Педагог: Цыплята и наседка испугались.
Дети: Молчат.
Педагог: И убежали.
Дети: И я.

ж.) Подвижные игры (Цель - преодолевание двигательного автоматизма)

10.) Партерная часть (на полу).

11.) Проучивание отдельных элементов танца (по одному или в парах).

12.) Поклон.

Данный урок происходит в форме сказки. Для детей сказка - это условный, реальный мир. При рассказе нужно употреблять как можно больше прилагательных, с выразительной интонацией, чётой дикцией.

Пример партерной части (на полу):

На улице стояла солнечная погодка. В воздухе свистел ветерок. На берегу речки, стояла одинокая молоденькая берёзка (упражнение - "Берёзка"). По утрам она всегда умывалась. Её веточки свисали в  водичку (упражнение - "Веточка"). Умываясь, она тянулась своими веточками к яркому солнышку. Птичка-невеличка прилетала рано утром в гости к берёзке, чтобы спеть ей весёлую, озорную песенку (упражнение "Птица"). Шумный кораблик приветствовал её протяжным гудком (упражнение - "Кораблик"). Берёзка весёлая и довольная размахивала своими веточками и благодарила своих гостей. Её листики трепетали на ветру, блистая своей красотой…


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100