Публикации: Музыкальный тренажер в программах для дошкольников - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Музыкальный тренажер в программах для дошкольников

"Музыкальный тренажер"
(тезисы к семинару "Звук, цвет и пространство в программах  дополнительного образования)
Сергеенко В.В.

"Китайская грамота" - так по определению одного начинающего музыканта выглядит сложная система нотного письма, применяющаяся в музыке. Для освоения традиционной системы нотной грамоты в Детской музыкальной школе уходят годы. И даже при наличии хороших наглядно-методических пособий изучить и научиться свободно оперировать системой нотных обозначений довольно трудно. Еще большей проблемой нам представляется соединение слуховых ощущений с музыкальными понятиями, терминологией, письменными знаками, которые используются в нотном письме. Данный материал требует огромного внимания и сосредоточенности, чего не всегда возможно добиться в аудитории детей. Восприятие звуков и их соотношений у всех людей различно и это зависит во многом от общей природной музыкальной одаренности человека и развития комплекса его музыкальных способностей. Между тем нотная грамота представляет собой ту основу музыкальных знаний, без которых не возможно дальнейшее музыкальное обучение.

Звук, нота, нотный стан, нотные линейки, тоника, лад и его основные и побочные ступени, альтерации, система ладовых тяготений, интервалы, аккорды, мелодия - это неполный перечень понятий, которые в довольно короткие сроки можно изучить при использовании Музыкального тренажера.

Ключом к данному изобретению стало одно наблюдение в процессе занятий в музыкальных программах школы. Оказалось, что наличие звукового и зрительного восприятия не достаточно, чтобы установить необходимую связь между слухом ученика, его голосом и понятийной средой. Сведение всех этих ощущений в одно, подобно следующей цепочке "звук слышим = звук поем = звук обозначаем" - это длительный процесс, для освоения звукового пространства, осознание этого звука в ряду других, а точнее определение его положения в нотном пространстве. На практике это момент вслушивания в звук, осознание высоты этого звука, его длительности, окраски, попытка воспроизвести его голосом или на музыкальном инструменте, а затем обозначить его на бумаге, дать ему определенное место. Пространство - окружающий мир становится местом "обитания" звуков и нот. Музыкальный тренажер, фактически, это подготовленное, организованное музыкальное пространство. Для ребенка, мыслящего образами,  происхождение звука из природной среды очевидно. Звуки природы, бытовые шумы, человеческая речь - это все источники звука для ребенка, которые окружают его с первого дня. Но "нота" - это уже другое искусственное понятие. С помощью образов - явлений природы, птиц, растений, нотный стан, занимающий весь класс - становится естественной "средой обитания ребенка".  "Нота" - как знак - это и есть сам ребенок, который исследует нотный стан, ищет себе удобное место на определенной линейке, или между ними, придумывает себе образ, имя, звучание. С помощью образных игр - тренингов ребенок естественно, через игру, познает и осваивает новое пространство. Постепенно звуки и образы становятся нотами, находя именно присущую им высоту, длительность и краску. Из имен героев получаются названия нот. Ноты и звуки начинают взаимодействовать друг с другом, " ходить друг к другу в гости", звучать друг за другом и одновременно, образуя созвучия, интервалы, аккорды.

Движение в пространстве - вот основной двигатель данной методики. Перемещение звуков - детей на нотном стане, с помощью шагов особенно в процессе звучания помогает ощутить каждый переход звука как отдельный шаг и закрепить в слуховом представлении его новую высоту. Музыкальный тренажер позволяет не только изучить ряд музыкально-теоретических понятий, но развивает слух, ассоциативное и образное мышление, музыкальную память, а главное помогает наладить связь между слухом, голосом и знаком (образом). Звук таким образом становится живым и  понятным для ребенка, а изучение музыкальных понятий увлекательным и веселым приключением.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100