Публикации: Приемы использования названий частей тела как опор для изучения русского языка - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Приемы использования названий частей тела как опор для изучения русского языка

ВСЕ СВОЕ НОШУ С СОБОЙ
(приёмы использования названий частей тела как опор для изучения русского языка)
Н. Е. Самсонова

Основным приёмом обучения грамотному письму в программе «Русский в образах» является основанный на главном принципе орфографии (в науке он называется фонематическим) способ замены, подстановки плохо различимой на слух позиции буквы (слабой) той, в которой не сделаешь ошибку (сильной). Из школы мы так научены проверять, например, безударные гласные в корне. Сегодня в науке этот принцип применяется более широко - подобной проверке подвержены и приставки, и суффиксы, и даже окончания.

Таким образом, перед педагогом стоит задача предложить детям слова-образцы, в которых представлена сильная позиция. Например, все окончания существительных первого склонения можно проверить словом рука. Почему рука, а не стена или лиса, как часто предлагают в школе? Выбор именно этого слова-опоры обусловлен удобством: его легко зарисовать, т.е. сделать наглядную опору, легко показать (при устной проверке), с этим словом связана масса устойчивых выражений, его можно обыграть и т.д. - короче, это то, что всегда под рукой (каламбур).

Занятие, посвященное руке, - одно из первых в курсе «Русский в образах», поэтому не стоит жалеть времени на него. Задача ученика предельно проста - запомнить, что словом РУКА проверяются все существительные 1 склонения. Посвящая целое занятие такой, на первый взгляд, простой теме, я основываюсь на принцип Вальдорфской педагогики - одно явление, как капля, отражает весь мир.

Итак, сначала звучит притча о мудреце и бабочке, которая заканчивается и словами «Все в твоих руках» и жестом – руки, сложенные лодочкой («все в твоих руках» - ключевая фраза. Вопросы: зачем я рассказала эту историю? Как она называется? Тренинг - запиши ответы: она о бабочкЕ, все началось с бабочкИ и т.д.)

Затем создается рисунок: каждый ребенок обводит свою ручку на бумаге, 5 пальчиков - это пять косвенных падежей, на ноготках записываются окончания. Поскольку обведена своя собственная ручка, рисунок - живой, родной, пользоваться им не только полезно, но и приятно.

Затем следует всякое «хулиганство». Например, в известных устойчивых сочетаниях этим словом заменяются все другие части тела, и надо их восстановить, а части тела показать. Положить ручки на полку (зубы), греметь руками (костями), держать руку за зубами (язык), поджавши руку (хвост), потерять руку (голову), вешать руку (нос), медведь на руку наступил (ухо), рука до Киева доведет (язык), с открытой рукой (сердцем или душой) и т.д. – таких выражений сотни.

Играть с рукой можно бесконечно долго, все зависит от фантазии педагога и детей. Я пользуюсь «Методом от противного»: показать необходимое через другое, и предмет данного занятия (тему) проиграть в разных вариантах до такой степени, чтоб стало не столько «противно», сколько легко.

Зачем это делать? Вот несколько моих идей – соображений.

В программу «Русский в образах» приходят дети-художники, т. есть правополушарные. В работе с ними следует как можно чаще использовать «родные» для них приемы:

- аналогии (сильная, слабая позиция, слово-образец);

- ассоциации (притча);

- рисунки, образные опоры; - юмор (хулиганство).

Многолетний опыт убеждает: такие подходы не только эффективны (грамотность резко повышается), но и вызывают интерес, убивают скуку, меняют отношение к русскому языку как занятию.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100