Публикации: Условия организации познавательной деятельности младших школьников в технологии "Педагогических мастерских" - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Условия организации познавательной деятельности младших школьников в технологии "Педагогических мастерских"

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТЕХНОЛОГИИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ»
С. Е. Цыплакова

Современный школьник сегодня должен быть готов к самостоятельному творческому приобретению знаний.

Любые педагогические приёмы, дающие возможность утвердиться в мысли, что он может сам найти знания, сам сотворить эти знания, можно считать творческими. Творчество – это естественное состояние ребенка.

Технология «педагогические мастерские» представляет «двудоминантную модель» обучения (И.А.Колесникова), указывая на ценностно-смысловое равенство его участников, и дает возможность совместного построения и преобразования каждого из компонентов педагогического процесса, обеспечивает одновременное развитие и самореализацию, как учеников, так и педагога. В «мастерской» не только ребенок получает удовольствие от работы, но и педагог вместе с детьми ощущает, что такое сотворчество.

При традиционном способе обучения, осуществляемом с помощью конкретно-практических задач, от ученика требуется воспроизведение готового образца, предложенного педагогом. Способ решения задается в готовом виде, его происхождение не выясняется. Здесь отсутствует психологическая необходимость продуктивной деятельности.

Принципиально иные условия наблюдаются при организации познавательной деятельности в мастерской. Решение учебной задачи предполагают здесь самостоятельное открытие способа построения объекта изучения. На этапе самоконструкции учебная задача воспринимается как конкретно-практическая и совершаются попытки её решения с помощью известных способов. Организация сотрудничества на этапе социализации оказывается средством достижения результата и требует обращения к партнеру, сравнения различных вариантов решения.

Само общение в ходе мастерской приобретает особую ценность. Группа превращается в основную микросреду жизнедеятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в самоутверждении.

Каждый участник группы и группа в целом могут быть сильны в определенной области, более результативны при решении конкретной проблемы. Опираясь на сильные стороны группы педагог акцентирует на её достижениях общее внимание, при этом не забывая результаты поиска сигнальных групп и, по возможности, каждого занятого в работе ученика.

Таким образом, на педагог нашел и указывает теперь путь к познанию истины, а дети самостоятельно ищут и идут по этому пути. Способность быть субъектом учебной деятельности обеспечивает возможность дальнейшего саморазвития.

- Возможности технологии в развитии учащихся начальных классов достаточно велики. Но их успешная реализация требует выделения условий развертывания деятельности в мастерской.

- Подбор учебного материала (в ходе мастерских подается дозированно) и задания, которые позволяют ввести учащихся в историю происхождения явления, события, позволяют проследить процесс зарождения знания;

- Исследовательская деятельность, умело организованная педагогом в рамках предоставленной свободы, дает возможность учащимся опробовать разные способы, рассмотреть разные пути решения учебной задачи;

- Усвоение информации различными каналами восприятия.

Дети по своей природе – кинестетики. Только 15% информации на уроке они усваивают на вербальном уровне, 85% - на невербальном. Значит возникает необходимость давать работу всем каналам восприятия (аудио, визуальному, кинестетическому) и, как следствие, создание педагогом своего «педагогического конструктора», чтобы на материале каждого предмета по «кубику» (A, V, K) строить то, что (педагог) спрогнозировал получить в плане развития ребёнка.

Для развития психофизики ребенка разработано много упражнений. Ребенок в игре, тренинге поглощает необходимую информацию легко и на длительное время. Происходит переход от словесного обучения к невербальному. Чем больше ребенок выполняет упражнений на развитие аудио и визуального каналов, чем больше он развивает кинестетический канал, учась управлять своими движениями, тем больше у него концентрация внимания, тем больше развивается воображение и творческие возможности.

Работа над эмоциональной сферой, подключение различных каналов дает возможность лучше запомнить текст, нежели просто читать и заучивать его.

Ценность, успешность мастерской измеряется не длиной и скоростью пути к истине или другому предполагаемому результату, а в причастности каждого ученика к выбору своего пути и прохождения им этого пути при наибольшей свободе, самостоятельности.

Познавательная деятельность в мастерской осуществляется учениками самостоятельно, учитель остается «за кадром», его мастерство заключается в организации этой исследовательской деятельности на основе соблюдения приведенных выше условий.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100