Публикации: Актерские тренинги в образовании - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Актерские тренинги в образовании

Тренинг в дополнительном образовании.

Н. Е. Самсонова, Е. Е. Кузина.

По мнению  ученых,  сегодня наиболее ярко обозначились  2проблемы  в  образовании:  низкая  эффективность  и  психологический дискомфорт процесса обучения.

Традиционно культура  образования  в  нашей  стране  основана  на вербальных   средствах   общения.  В  то  же  время  поток  визуальной информации,обрушивающийся на ребенка сегодня,  привел  к  девальвации слова.   И   образование   на   уровне  призывов  ("Обратите  внимание на..","Запомните...","Запишите и выучите...") не достигает своих целей,  потому  что  в  сознании  современного  ребенка  слово не связано с образом, с чувственным опытом, эмоциональной памятью.

Для успешного освоения правил русского письма необходимы, по  меньшей  мере, 3  составляющих: развитые  навыки психофизического   аппарата человека (слух,  зрение), интеллект.-волевые умения (внимание, логика) и развитое воображение(т.к. слово имеет 2 стороны: означающее  и означаемое).   В случае отсутствия хотя бы одной из этих составляющих неизбежны проблемы.

Упражнения,  развивающие внимание,  воображение и фантазию давно используются театральной  педагогикой. Они возникли в педагогической практике К.С.  Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и их учеников. В частности наиболее полно описаны эти упражнения в одной из последних работ Станиславского "Заметки  по  программе  театральной  школы".Позднее (в  70  -е годы)вышла книга С.Гиппиуса "Гимнастика чувств", затем (в 2000) его же"Тренинг творческой психотехники" -  самое полное собрание  известных  в театральной  педагогике  упражнений.  Сразу  отметим,  что  в книгу не вошли  упражнения по технике речи (скороговорки,  чистоговорки и т.д.)и сцендвижению.

Все упражнения делятся на 5 групп.: развивающие,   зрительные восприятия, слуховые восприятия,  мышечное внимание,  физическое   самочувствие и  артистическая смелость. Многие из них хорошо известны: пишущая машинка или "убранные предметы". Нам интересны первые две группы,  т.к. без развитого слуха невозможно пользоваться   фонематическим   принципом орфографии, зрительная память также  важна для написания непроверяемых  слов.

"Чистых восприятий - только зрительных или только слуховых не бывает. Восприятия связаны в самых разнообразных сочетаниях с  доминированием то  одного,  то  другого,  и все они у человека прикреплены ко второй сигнальной системе,  к слову ,  произнесенному или  мысленному.Совершенствование образной памяти и освоение механизма мышления и речи- одна из задач тренинга".(С.Гиппиус,с .53).

Необходимость развития  образного   мышления  подтвердилась  последними исследованиями в гемисферологии (науке об  ассиметрии  полушарий  мозга).

Ученые бьют тревогу: современные  системы обучения неправомерно развивают  полушария мозга. Правому полушарию "пищи" не хватает. Подключение тела - особенно важный и полезный элемент упражнений.

Тогда в единый  творческий процесс  включаются  механизмы  восприятия  и ощущений,   ассоциативного   мышления,эмоциональной  памяти,внутренней речи,темпоритма...  Цель использования тренинга в различных программах - возбудить "подсознательное творчество самой природы"здесь и теперь".

Актерский  тренинг необходим на 2 этапах:

1. Перед началом изучения правил русского языка(развитый слух и зрение).

2. После освоения правила - необходимо включение образной  памяти для запоминания.

Приведем некоторые   упражнения:

1. выстукивание ударных и безударных  слогов;

2. картины: воспроизведение по деталям, "оживление", перевоплощение;разные точки зрения;

3. убранные предметы (приставки);

4. упражнения  с мячом.

Упражнения  более эффективны при систематическом   использовании  с  соблюдением  принципа "от простого к сложному.

Есть еще  один  положительный   момент в применении упражнений: когда изменяется задача- снимается  психологический барьер. По нашим наблюдениям,  дети с плохо развитой речью прекрасно справлялись с описанием ситуации ,  когда перевоплощались  в персонаж картины. Когда снимается проблема "запомнить" и вместо нее стоит задача "Заметить , что исчезло",  запоминание проходит намного эффективнее.

В частности   в   нашей   школе   элементы   актерского  тренинга применяются при обучении чтению и русскому языку.

В программе "Живая буква" дошкольник получает возможность войти в мир символов (такой понятный нам ,  взрослым ,  и такой чужой ребенку) знакомой дорогой - через игру - перевоплощение.Он погружается в  образ буквы "У" точно так же ,  как дома погружается в образ танка,  ботинка или куклы Барби.  У образа есть свой голос ,  своя пластика, характер, наконец.  Преподаватель чтения,  хореограф и художник помогают ребенку не только осознать свои возможности в создании образа,  но и расширить их. Проблема запомнить или научиться различать буквы отпадает сама собой.  Наполняясь эмоционально- образным содержанием ,буква  становится живой и знакомой.

"Орфография без  мук"-  это  попытка наполнить слово ( к 6 классу оно  уже  становится   "непонятным   сочетанием   каких-то   значков") собственным  переживанием. На самом деле в подсознании человека связь между  звучанием,  написанием  и  содержанием  слова  неразрывна.  Это единство   объективно   и   усвоено   народом  и  отдельным  человеком бессознательно.  Расчленение  происходит  при   обучении   "грамотному письму".  Подключение  ассоциативной  памяти,  механизмов восприятия и ощущений ,  всего психофизического аппарата  через  актерский  тренинг позволяет   разблокироввать   знание  об  этом  единстве ,  пробудить творческую  интуицию.  Практическим  результатом  тренинга  становится интуитивно- грамотное письмо.

Но не  это  является  целью  наших  занятий.  Она  глубже:  образ становится  ключом,  открывающим  дверь во внутренний мир ребенка,  он  выполняет функцию маски,  которая  ,с  одной  стороны,  защищает  ,  с другой,  помогает  раскрыться  "истинному  Я".  Именно образ во многом выполняет функцию "психологической защиты".

Мы убеждены: материалом  для  творческого  развития  могут стать и предметы из школьной программы.  Помимо чисто практического результата (повышение грамотности , скорости чтения и т.д.)занятия помогают:

-найти контакт с собственным телом;

-развить внимание, воображение, эмоциональную  память, чувство ритма, пространственную ориентацию;

-сделать более пластичной нервную систему;

-совершенствовать  биоэнергетическую чувствительность;

-осознать потребности и влечения своей души;

-научиться"понимать, сопереживая"  людей, атмосферу.

В целом тренинг оказывает гармонизирующее воздействие на личность. Человек познает свое  "Я"в  действии"  и  обретает  внутреннюю свободу: безоценочность, открытость опыту, доверие к себе.

Обмениваясь идеями,  учась друг  у  друга,  педагоги  ШТР"  Ключ" обогатили  свой  педагогический  арсенал  на  основе синтеза различных методик:  приемов  групповой   психотерапии   (арт-,   музыкальной, танцевальной и т.д.  ), упражнений театральной педагогики, ролевых игр, "мозговых штурмов" и других.

Попытки решения  проблем  эффективности  преподавания  привели  к убеждению ,  что  включение  описанных   выше   приемов   изменяет   и

психологическую атмосферу взаимодействия взрослого и ребенка.

При таком подходе преподаватель не учит , не показывает "как надо" (понятия "правильно" не существует вообще).Он только помогает главному действующему лицу - Ребенку (а во взрослых группах - взрослому).

Возникает другая атмосфера, главными и необходимыми условиями которой являются:

- признание ценности каждой личности, приятие индивидуальных особенностей человека;

- стимулирующая ненасильственная среда;

- отсутствие оценивания;

- отказ от стремления к формально выраженному результату.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100