Публикации: Ассоциации - не роскошь, а средство запоминания - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Ассоциации - не роскошь, а средство запоминания

Ассоциация - не роскошь, а средство запоминания.

Самсонова Н.Е

"Выучить или научиться? (несколько советов о том, как эффективно работать с учебной информацией)",
или "Чтоб хорошо учиться…, учиться надо весело!"

В прошлый раз мы говорили о том, как грамотно создать шпаргалку, чтобы она позволила лучше понять и  запомнить учебный материал, и выяснили, что в основе любой осмысляющей деятельности лежит механизм ассоциации. Сегодня чуть подробнее познакомимся с тем, как работает этот механизм.

В начале нашего разговора хочу предложить  задачу, которая потребует от вас работы воображения. Известно, что три слова КАПУСТА, КАПИТАН и КАПЮШОН произошли от общего латинского корня CAPUT.  Что может  означать данный корень?  Не спешите заглядывать в словари. Для решения этой задачи необходимо владеть ассоциативным мышлением, потому что слово-родитель связано со всеми тремя производными словами разными видами ассоциации.  Если ответ не придет к вам сразу, попробуйте нарисовать картинки к словам. Уверена: стоит только повнимательнее взглянуть - … и ответ прояснится. Догадались? Пока нет? Тогда увидите  ответ чуть ниже.

Слово ассоциация произошло от  латинского "associatio" - "соединение". Само явление связи психических процессов было отмечено еще древнегреческими мыслителями Платоном и Аристотелем. Аристотель различал три вида ассоциаций: по смежности, сходству и контрасту.   Ассоциации по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений (например, снег - зима); ассоциации по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представление о чем-нибудь сходном с ним (например, снег-серебро); по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления (например, зима - лето). Убедиться в том, что в человеческой культуре до сих пор используются в основном все те же  виды ассоциаций легко. Посмотрите рекламные ролики  по телевизору, любой из них направлен на то, чтобы нам запомниться, а значит, в них наблюдаются   явления  смежности, сходства или  контраста.

Хорошо иллюстрирует эти виды ассоциаций наша задача. Итак, КАПУСТА и искомое слово связаны ассоциацией по сходству. Подумайте, на что похожа капуста. КАПИТАН и слово-отгадка также  связаны ассоциацией по сходству, но здесь связь более сложная: важно не внешнее сходство, а функция, предназначение, то есть КАПИТАН и то, что мы ищем,  выполняют одну и ту же работу. А вот то, что мы называем словом КАПЮШОН совсем не похоже на загаданное слово, но эти предметы соприкасаются друг с другом - здесь мы имеем дело с ассоциацией по смежности. Итак, латинское слово CAPUT называет не что иное, как … голову. Это ответ на задачу.

В восемнадцатом веке ученые решили, что  принцип ассоциации  распространяется  на все психические явления. Появилось научное направление, придерживающееся данного принципа, оно  получило название ассоцианизма (впоследствии - ассоциативной психологии). Утвердилось мнение, согласно которому,  психика, отождествлявшаяся с сознанием,  построена из элементов - ощущений. Элементы первичны, а сложные психические образования (представления, мысли, чувства) вторичны,  и возникают посредством ассоциаций; причем условием образования ассоциации является смежность двух психических процессов, закрепление ассоциации.

Сейчас ученые уверены, что все гораздо сложнее, но недооценивать механизм ассоциаций в процессе мышления не стоит. Действительно, наши размышления - это цепи, или деревья,  направление  развития наших мыслей только на первый взгляд совершенно непредсказуемо.

Какими же бывают ассоциации и можно ли, зная этот механизм, использовать его в учебной работе? Как вы догадываетесь, существует множество классификаций.  Наверно, вы слышали, что есть  специальные игры и упражнения на так называемые свободные ассоциации. Задается слово(его называют словом-стимулом) - и вслед за ним называется то, что первым приходит в голову (его называют словом-реакцией). Но так ли свободны эти связи? Ученые заметили, что дети, как правило,  называют слово, которое может оказаться рядом со словом-стимулом в тексте. Например, снег - белый. А вот взрослые скорее выберут явление из той же системы. Например, снег - иней. Пожалуй, второй тип ассоциаций продуктивней, так как предполагает меньшее количество вариантов. Выбор происходит за счет сравнения похожести или непохожести явлений. Об этом ещё в девятнадцатом веке говорил английский философ и психолог Александр Бэн: "Всякое знание сводится, в конце концов, к сознанию различий и сходств. Определить что бы то ни было, например, круг, значит указать его сходство с известными предметами, его род  и его отличия от других членов того же рода. Процесс отождествления, основанный на сходстве, служит очень важным средством восстановления или воспроизведения в уме и потому называется также "законом ассоциации (или воспроизведения) по сходству".

Значит,  и в учебной деятельности   приходится в основном заниматься сопоставлением. Для создания своих ассоциаций   удобнее сразу сопоставлять систему с системой. Например, для развития грамотности можно сравнивать звуки и цвета. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируются, например, гласные звуки. Удивительно то, что у большинства русскоговорящих людей эти ассоциации совпадают. Об этом очень увлекательно и убедительно написано  в книге А. Журавлева "Звук и смысл". Так вот, если некоторое время в своих тетрадях букву Е маркировать зеленым цветом,  И - синим, А - красным, а О - оранжевым, то очень скоро проблема правописания безударных гласных отпадет сама собой.  Есть и другие способы  "уярчения" сложных элементов слов, о них можно, например, прочитать в книге  В.В.  Лайло "Развитие памяти и повышение грамотности".

Можно соединить, скажем, две цифровые  системы.  Здесь важно хотя бы одну из систем знать хорошо. Я в юности легко механически запоминала исторические даты, просто вписывала их в таблицу, которая некоторое время висела над письменным столом. А вот теперь стараюсь с помощью этих дат запоминать многочисленные пин-коды кредитных карточек и телефонов, которые полагается  хранить в памяти.   Получается неплохо только потому, что для меня исторические даты не просто сухие цифры, а невольно возникающие в воображении картинки, или даже микрофильмы. Это главное условие успешной работы памяти: соединение возможностей логики и воображения.

Есть и другие ассоциативные законы. Их сформулировал А. Ребер.

Основные из них следующие:

1. повторение (или частота) - предполагается, что элементы, которые встречаются вместе, вероятно, будут ассоциативно связаны;

2. сходство, т.е. предполагается, что стимулы с похожими свойствами будут ассоциироваться друг с другом;

3. новизна - предполагается, что ассоциации, которые сформулированы недавно, проще всего использовать или запомнить;

4. сила воспроизводимого впечатления - уникальные, захватывающие ассоциации являются более сильными, чем менее яркие;

5. контраст - предметы, которые значительно отличаются друг от друга, будут иметь тенденцию ассоциироваться друг с другом;

6. последовательность, согласно этому закону, считается, что последовательность фактов важна в организации ассоциативных цепей.

В заключение приведу еще пример из своего опыта.  Есть такое понятие - априори (то, что дано независимо от опыта, заранее). Не знаю, когда это слово появилось в моем лексиконе, наверное,  в старшем школьном возрасте. Думаю, что запомнилось оно мне потому, что очень красиво и эффектно звучало. Вероятно, вам тоже знакомо это часто употребляющееся в общественных науках понятие. Гораздо реже встречается  противоположное понятие - апостериори (то, что стало известно на основании опыта). В студенческие годы мне нужно было  его выучить, почему-то сразу оно не запомнилось. Пришлось сделать небольшое интеллектуальное усилие, я невольно выработала прием, которым  много лет активно пользуюсь. Для начала я решила выяснить, чем это новое слово (апостериори) отличается от уже известного мне (априори). Оказалось, внутрь первого  "вклинились" несколько дополнительных букв. Убедитесь сами: апОСТЕриори. Эти "вставные"  буквы мне ничего не говорили, но невольно уцепившись взглядом за соседние, я вдруг увидела входившее тогда в моду и запомнившееся мне своей энергичностью, хорошо вам сейчас известное слово… Догадались? Нет? Посмотрите внимательно: внутри одного слова "спряталось другое": аПОСТЕРиори. Поскольку это было для меня маленьким, но ярким открытием, своеобразной игрой в прятки, слово запомнилось мне  навсегда. Таков механизм нашего мышления: запоминается то, что сопровождается яркой эмоцией.

Этот прием (я назвала его "третий глаз"; правда, чем-то похоже на интерактивные картинки, когда вдруг из одного рисунка, плоского, появляется другой - объемный?) я использую часто, и никогда он меня не подводил. Секрет его эффективности прост:  есть момент,  когда появляется нечто неожиданное, удивляющее. Кроме того, здесь  речевая деятельность, связанная с левым полушарием мозга, сопровождается работой правого, отвечающего за воображение,  полушария. Напомню вам, что  правое  полушарие отвечает за  непосредственно-чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление, творчество,  именно поэтому такая работа не сопровождается чувством утомления, в отличие от работы рутинной.  Этот прием очень легко тренировать. Например, идешь по городским улицам и все вывески проверяешь на предмет "спрятавшихся" в них слов. Попробуйте сами: вот дерево в "МЕБЕЛЬ" и "КАФЕЛЬ", а вот стул в "ЭЛЕКТРОНИКА"; а вот "КИНО" сплошь состоит из предлогов и союзов и т.д. На скучных уроках вполне можно себя занять, причем польза будет двойная: и память развивается, и грамотность резко возрастает.

Я рассказала вам лишь о нескольких ассоциативных приемах. Их сотни и тысячи. Заработают они только в том случае, если вы самостоятельно их изобретете  и проверите, но отнестись к этому необходимо творчески. Занятие это увлекательнейшее, желаю вам успеха на этом пути!


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100