Публикации: Дополнительное образование сегодня - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Дополнительное образование сегодня

Дополнительное образование сегодня: возможность или необходимость?

Самсонова Н.Е

В современном мире будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития. Ни образование, ни специальность, ни социальный статус не являются данными раз и навсегда. В постоянно меняющихся условиях очевидна необходимость обладания личностью такими качествами, как способность к изменению,  умение осознанно выбирать и  находить  оптимальные решения проблем, выходящих за рамки стандартных ситуаций. В большинстве программных документов заявлено, что приоритетной задачей современного образования является  творческое развитие личности. Инициатива, опора на собственные силы, способность к выбору, креативность относятся к числу стратегических ценностей образования.

Возможно ли решение данных задач в существующих социальных институтах? Понятие "возможность" в философии означает тенденцию (иногда слабо выраженную) в развитии явления. Переход  возможности в действительность предполагает  наличие ряда необходимых условий.

В настоящее время большинство попыток создания адекватной современным требованиям образовательной системы связаны с совершенствованием  школоцентристской модели. Общество ожидает от школы решения слишком сложных и многоаспектных задач,  в частности обеспечения всестороннего  воспитания личности. По мнению Л.М. Ванюшкиной, школа может быть  лишь частью многоканальной модели социального партнерства в образовательном пространстве страны. В силу объективных причин внеаудиторное образование, обеспечивающее не столько научное, сколько художественное (эмоционально-образное, интуитивное) познание, обладает большими возможностями для воспитания современного человека культуры.

В большей степени этим задачам  соответствует система дополнительного образования благодаря своей многовариантности и динамичности, возможности свободного выбора содержания и организационных форм. Анализ публикаций последних убедил нас в том, что сегодня она переживает  качественный скачок в своем развитии.  Причины данного  явления, на наш взгляд,  следующие: изменился взгляд на личность, усилились позиции культурно-исторической педагогики развития; возросло значение различных видов неформального образования для личности, так как оно способствует усилению конкурентных возможностей человека на рынке труда и профессионального самоопределения;   появилась необходимость в учреждениях, предоставляющих возможности для самореализации личности.     

Цели  учреждений дополнительного образования включают такие понятия, как личностный рост, самосовершенствование, самореализация, становление личности, реализация способностей, раскрытие творческого потенциала, творческое развитие  и др., при этом  в зависимости от возраста учащихся ставятся различные задачи. Рассмотрим,  какими возможностями располагает система дополнительного образования для решения "задач  развития" (Р. Хавигхерст) старших подростков. Важнейшими  процессами этого периода являются следующие:  обретение чувства личностной целостности и психосексуальной идентичности; жизненное (в том числе  профессиональное) самоопределение; формирование  ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности. Помимо этого, данный возраст характеризуется как активизацией социальных потребностей (престиж,   успех), так и  пробуждением высших духовных, витальных  потребностей (поиск смыла жизни,  страх смерти). Подросток как носитель предпосылок, способностей проявляет  исключительную  активность в  поисках той среды, в которой он может самореализоваться и быть признанным как личность.

Безусловно, развитие связано с преодолением противоречий. По мнению Д.С. Полякова, исходное противоречие  любой  воспитательной системы  - это "противоречие  между общественными  ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его (поколения) собственными потребностями, отражающими собственную социокультурную, возрастную ситуацию развития".  В  каких именно формах происходит общение между педагогом, в той или иной степени представляющим  общественные ожидания,  и подростком,  представителем  своего поколения,  - важнейший вопрос.  Четыре основных способа воздействий (внушение, эмоциональное заражение, убеждение и принуждение) в различных образовательных учреждениях представлены в различных пропорциях.

Важной  специфической  характеристикой дополнительного образования является  свобода участия и возможность выбора подростком  содержания и способа творческой самореализации, в соответствии со значимыми для него целями (интерес, новизна, расширение кругозора, хобби, отдых, профессиональная подготовка, саморазвитие, общение с друзьями, развитие вкуса, возможности реальной работы). Еще одной особенностью дополнительного образования является возможность построения и развития детского сообщества на принципах  разновозрастности участников, неформальности  и неструктурированности общения. Дополнительное образование позволяет по-иному, чем в общеобразовательной школе,   организовать продуктивное взаимодействие педагога и ребенка, в частности применять  такие  специфические методы, как:  подражание, наставничество, неформальное общение, эксперимент и  т. д.  Если  в массовой школе интенция к самоутверждению чревата конфликтами,   то учреждение дополнительного образования может стать пространством,   где она  преодолевается в творческом саморазвитии,  в творческой адаптации. Все вышесказанное позволяет говорить о благоприятных условиях для преодоления конфликтности как наиболее характерной черты подросткового развития в условиях дополнительного образования.

Однако для реализации всех преимуществ дополнительного образования необходимы соответствующие  компетентные действия педагогов. В 1999-2003 году нами было проведено исследование опыта работы негосударственного  учреждения дополнительного образования г. Петрозаводска, в котором    в течение 7-10 лет существуют разнообразные отделения и студии для подростков 14 - 16 лет, - "Школы творческого развития "Ключ" (ежегодно занимаются более 250 подростков). Группа педагогов и психологов под руководством автора данной статьи поставила своей целью  разработать и экспериментально проверить модель развивающей среды, в условиях которой творчество становится личностным образованием подростка. При этом слово "образование" имеет множество значений (например, отмеченные Б.С. Гершунским: ценность, система, процесс, результат).

На наш взгляд, процесс творческого развития подростка в учреждении  дополнительного образования представляет собой сложение трех составляющих - творческой адаптации,  творческой деятельности и творческого отношения. Первая составляющая - творческая адаптация- понимается нами как нахождение каждым участником образовательного процесса своего места в микросоциуме; при этом сохраняется  индивидуальность личности и  в то же время развивается умение конструктивно взаимодействовать  с другими,  принимать   с их уникальностью и целостностью. Основным условием   творческой адаптации является благоприятный психологический климат. Вторая составляющая - творческая деятельность - позволяет найти  наиболее приемлемый для данной личности в данный период времени способ самовыражения.  Этот процесс предполагает постоянную постановку проблем и разнообразное их решение. Третья составляющая - творческое отношение - формируется в процессе деятельности  и общения в том случае, если  вся воспринимаемая информация проходит сквозь призму личности, когда личность  открыта как внутреннему опыту, так  и внешним влияниям,  когда происходит поиск собственного отношения и попытка видения скрытого содержания явления,  переживание осмысленности происходящего.

Анализ исследовательских материалов показал, что в процессе занятий в творческих студиях подростки подошли к качественно иному пониманию и оцениванию собственных характеристик: выросли адаптационные возможности личности, был осмыслен как ценность опыт творческой деятельности, наблюдалось проявление творческого отношения к себе и событиям окружающей действительности. Соответствующая среда действует так, что возможность творческого развития подростка переходит в необходимость (то есть обязательность) реализации следующих стратегий: развитие  способности к адаптации, конструктивному взаимодействию с людьми и миром; развитие  не только общих, но и специальных способностей (прежде всего через творческую деятельность); укрепление  мотивации к созиданию; порождение  новых ценностей и смыслов; осознание  и обогащение   уникального опыта личности,  который может быть перенесен на другие сферы жизни (обучение, общение и т.д).


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100