Публикации: Основные подходы к созданию проектов дополнительного образования в Карелии (доклад Самсоновой Н.Е. на РГНФ) - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Основные подходы к созданию проектов дополнительного образования в Карелии (доклад Самсоновой Н.Е. на РГНФ)

Основные подходы к созданию проектов дополнительного образования старшеклассников в Республике Карелия.

Самсонова Н.Е

В настоящее время дополнительное образование рассматривается как "как сфера самоопределения, сфера внешнего и внутреннего мира личности, формируемых в процессе собственной деятельности в конкретных образовательных областях" (Концепция дополнительного образования ИОСО РАО, 1999- 2000). Удовлетворение различных потребностей в области самоопределения и  личностного роста старшеклассника  во многом зависит от возможностей системы дополнительного  образования  того региона, где живет подросток.

В 2002-2003 году нами было проведено исследование, целью  которого  было выяснить: во-первых,  какие программы,   проекты и учреждения для старших подростков  представлены в  системе дополнительного образования Карелии; во-вторых, какова мотивация старшеклассников к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Для решения первой задачи были изучены материалы официальных документов Министерства образования и по делам молодежи РК, Министерства труда и социального развития  РК. Их анализ показал:  в настоящее время государственные органы хорошо осознают, что институт дополнительного образования имеет значительные возможности для решения задач воспитания и развития молодежи в том случае, если отвечает интересам и запросам обучающихся и "становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе" (Программа развития воспитания в системе дополнительного образования России,  Москва, 1999). В Карелии основные направления совершенствования и развития системы дополнительного образования  были определены в 1998 году (на 12 лет) Концепцией Министерства образования Республики Карелия "Просвещение, воспитание юношества, распространение наук, искусств, современных технологий и общественных инициатив в области образования и молодежной политики".

К сожалению, общая доля усилий государственных органов в направлении расширения возможностей для всестороннего развития именно старших подростков в условиях ДО, на наш взгляд,  невелика. Так, согласно этой концепции, из 15 крупных программ только одна - "Дополнительное образование и воспитание детей, подростков и юношества в Республике Карелия" - посвящена данной проблематике. Из 78 проектов только два - "Одаренный ребенок" и "Школьная академия" - связаны с поддержкой одаренных детей; из 20 так называемых сквозных проектов только один - "Подросток в образовании" - связан с решением проблемы организации свободного времени подростка.

Анализ документов показал, что к решению задачи творческого развития детей (и подростков в том числе) в системе дополнительного образования существует два основных подхода:

1. организация условий для всех желающих заниматься различными видами творчества - в основном, это студии, кружки, клубы по интересам и т.д. в учреждениях дополнительного образования;

2. поддержка одаренных детей (прошедших специальное тестирование или конкурс) за счет реализации специальных программ и проектов: олимпиад, конкурсов, фестивалей и учебных курсов.

Первое направление охватывает примерно половину всех детей в возрасте 6-17 лет (в 2000 году в Карелии в учреждениях дополнительного образования занимались 74,5 тыс. учащихся из общего числа 140,1 тыс. детей и подростков).

В систему дополнительного образования Карелии входят 76 учреждений, подведомственных Министерству образования, и 44 учреждения, подведомственных Министерству культуры. К сожалению, только 60% работающих в этих учреждениях педагогов имеют высшее образование. В этих учреждениях реализуется более 500 программ.  (Положение детей в Республике Карелия, Петрозаводск, 2001).

Второе направление - поддержка одаренных детей и подростков - охватывает более 3-х тысяч детей, что составляет всего 2,1% от общего количества учащихся. В проектах,  к которым относятся "Республиканская школьная академия", "Малая академия природы", "Шаг в будущее", "Моё отечество" принимает участие более 1000 детей в год, т.е. 0,71% от общего числа детей и подростков (Там же). Таким образом, можно констатировать, что шансы проявить и  развить свои способности вне школы у подростков  Карелии очень невелики.

Для выяснения  мотивов старшеклассников, занимающихся в ДО, мы выбрали учреждения, в которых   в течение 7-10 лет существуют достаточно разнообразные отделения и студии для подростков 14 - 16 лет: негосударственное учреждение дополнительного образования "Школа творческого развития "Ключ" (г. Петрозаводск) и "Республиканская школьная академия" (совместный проект Министерства образования и по делам молодежи РК и Дворца творчества г. Петрозаводска).

Представим их краткие характеристики.

"Школа творческого развития "Ключ" (г. Петрозаводск) - негосударственное образовательное учреждение, основной целью деятельности которого является создание и реализация программ дополнительного образования. За семь лет существования школы были созданы для подростков 14-16 лет 11 комплексных программ по 6 направлениям: русский язык, английский язык, математика, журналистика, музыкально-театральные и хореографические проекты. Ежегодно в школе занимается 120- 250 учащихся, принимаются все желающие.

"Республиканская школьная академия" (РША) - создавалась как проект поддержки одаренных детей и существует с  1992 года. В академии работают следующие отделения: родные языки, математика, история, география,  журналистика. На каждом отделении занимаются 25-30 человек, отобранных по конкурсу.

В начале 2002-2003 учебного года всем учащимся-подросткам 14-16 лет "Школы творческого развития "Ключ" (всего 242 человека, 273 высказывания) и слушателям отделения журналистики "Республиканской школьной академии" (всего 28 человек, 78 высказываний) была предложена анкета, два вопроса которой запрашивали информацию о мотивах и ожиданиях  старшеклассников. Все ответы  были разделены на три группы:

1 группа - высказывания, связанные с творческой самореализацией (познавательной и творческой деятельностью). В основном, это высказывания: "хочу больше узнать о предмете", "хочу заниматься творчеством, участвовать в спектаклях" и т.д. 2 группа - ответы, связанные с самопознанием и уверенностью: "хочу больше узнать о себе, проверить себя в деле" или "хочу не бояться выступать", "хочу чувствовать себя увереннее на экзамене, на публике " и т. д. 3 группа - высказывания,  связанные с успешной социализацией: общением ("хочу познакомиться с интересными людьми"),  профессиональным самоопределением ("хочу стать: журналистом, актером и т.д.", "хочу поступить в такой-то вуз") и повышением успешности в школьном обучении ("хочу исправить оценки", "чтобы лучше знать предмет").

Результаты анкетирования представлены на  рисунках 1 и 2 .

Рис. 1 Области ожиданий учащихся-подростков школы "Ключ" (в%, при п=273)

Рис.2 Области ожиданий слушателей отделения журналистики "Республиканской школьной академии" (в%, при п=78)

Ожидания слушателей Республиканской школьной академии и учащихся "Школы творческого развития "Ключ" сходны: заметна ориентация прежде всего на познавательную деятельность (соответственно 28% и 28.9%), затем на творческую деятельность (12.5% и 12.8%). Значимые различия наблюдаются в области профессионального самоопределения (18.5%-РША и лишь 12.5% -школа "Ключ"), а также в стремлении к повышению успешности обучения в школе (только 6% -РША, но 18.7%-школа "Ключ").

Следует отметить, что анализ программ и учебных планов данных проектов  показал, что они в большой степени обладают  возможностями  для удовлетворения названных ожиданий. Особенностью этих проектов является привлечение большого количества специалистов - профессионалов, не педагогов, многие из которых становятся "значимыми взрослыми" и оказывают сильное влияние на личностное развитие и самоопределение старшеклассников.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100