Публикации: Педагогические условия творческого развития подростка в студии журналистики - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Педагогические условия творческого развития подростка в студии журналистики

Педагогические условия творческого развития подростка в студии журналистики

Н. Е.Самсонова

Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. В условиях быстро меняющегося мира   от человека требуется все большее применение его творческих возможностей, так как  именно творческая личность способна не только   адаптироваться к изменениям, но и ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, оценивать свою деятельность.

В рамках гуманитарной парадигмы современного образования создание условий, способствующих развитию качеств творческой личности у каждого учащегося,  является одной из приоритетных педагогических задач. В реальной практике образовательных учреждений  под условиями творческого развития часто понимается в основном поддержка одаренных детей и усилия педагогов направляются на организацию соответствующих  мероприятий (олимпиад и конкурсов). Другая крайность заключается в  том подходе, когда  творческое развитие подменяется  творческим мышлением,  что неизбежно приводит к игнорированию духовного аспекта творчества, сужению его  сущностного  смысла и целостности.

В силу объективных причин сегодня наиболее благоприятные  условия для раскрытия  и развития творческого потенциала ребенка имеются в учреждениях дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи творческого развития личности.  В то же время  при решении данных задач в системе дополнительного образования наблюдаются   определенные противоречия:

- между необходимостью развивать творческие способности личности и не до конца изученным процессом творчества, неразработанностью критериев творческого развития;

- между высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования и формальным его описанием, недостаточным обобщением  опыта работы талантливых педагогов;

- между необходимостью личностно-ориентированного подхода, учета индивидуальных особенностей каждого учащегося, предоставления ему  свободы выбора и массовым,  технологичным характером образования.

По мнению  как зарубежных (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э.Фромм и др.), так  и отечественных (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,  М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн и др.) философов и психологов, стремление к  творчеству, максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой,  их реализация и развитие связаны прежде всего с условиями среды, в которой находится личность.     Актуален вопрос: какая  образовательная среда способна предоставить ребенку возможности для развития творческих возможностей ?

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Наибольшие сложности вызывает описание становления и разворачивания творческого потенциала подростка, так как этот возраст характеризуется разнородностью и неоднозначностью протекающих процессов. Приоритетными направлениями развития подростка является становление самосознания,  расширение сферы общения, личностное и профессиональное самоопределение В то же время, по мнению ученых,  ранняя юность - сенситивный период для развития как общих, так и специальных творческих способностей человека, однако многофакторный характер изменений в личности старшего подростка зачастую не позволяет выделить условия их формирования.  В связи с этим проблема исследования заключается в следующем:  каковы возможности системы дополнительного образования для    развития качеств творческой личности в  каждом подростке, занимающемся в УДО.

Вышеизложенное  обуславливает актуальность темы диссертационного исследования: "Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования(на примере студии журналистики)".

Цель исследования -  определить  педагогические условия, способствующие  творческому развитию подростка в учреждении дополнительного образования.

Объектом исследования является  творческое развитие старшего  подростка в учреждении  дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия творческого развития подростка в студии журналистики.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой творческое развитие подростка в студии журналистики системы  дополнительного образования происходит, если :

- выбор подростком данной  студии является добровольным и основывается     на направленности его личности на творческую деятельность и   стремлении к самоопределению;

- в студии создается такая психологическая атмосфера, в которой каждый подросток чувствует себя нужным сверстникам и педагогам, ощущает свое развитие;  педагогами проводится  специальная работа по созданию благоприятного климата общения,  обучению различным формам коммуникации, что способствует приобретению подростком  опыта творческой адаптации в микросоциуме;

- программа занятий и методика работы  студии строятся в соответствии с основными системами, определяющими и разворачивающими становление продуктивного самосознания подростка (системы "Я-сам", "Я-другой", "Я-культура", "Я-деятельность"); выбор содержания  творческой деятельности связан  с экзистенциальными проблемами возраста, обеспечением свободы выражения своего отношения к изучаемому;

- приобщение подростка к творчеству происходит через интериоризацию знаний об основных концептуальных этапах развития культуры, через эмпатическое восприятие  произведений  литературного и художественного творчества, отражающих  интеллектуальные и духовные особенности рассматриваемых этапов; создается возможность для подростка опыта "проживания" образцов культуры;

- творческой деятельность в студии ведет к созданию индивидуальных и коллективных продуктов творчества, организованы их обсуждение  и анализ при отсутствии оценивания, в ходе чего осуществляется актуализация рефлексивной сферы подростка, укрепление механизмов саморегуляции;

- к занятиям привлекаются профессиональные журналисты, работники искусства, психологи, что позволяет приобщить учащихся к сфере журналистики.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- определить  сущность творчества и описать его роль в развитии личности;

- определить психолого-педагогические подходы к проблеме творческого развития личности;

- рассмотреть особенности творческого развития старшего подростка;

- выявить возможности дополнительного образования для развития творческого потенциала подростка;

- изучить опыт учреждений дополнительного образования Карелии  по организации студий журналистики;

- разработать и апробировать   модель творческой развивающей среды в учреждении дополнительного образования;

- провести  опытно-экспериментальную  работу, направленную  на организацию условий творческого развития подростка в студии журналистики.

Методологическую основу исследования составляют положения философии о всеобщей связи и обусловленности явлений существующего  мира, отсюда признание  универсального  характера творчества; рассмотрение образовательной среды как целостной системы; признание целостности и деятельностно-творческой сущности личности,  многофакторного характера развития человека.  

Теоретической основой исследования являются  идеи:

- о деятельности и общении как ведущих факторах развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- о творчестве как целостном и сложном процессе, охватывающем все сферы личности  (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, В.А. Сухомлинский и др.);

- о творческой реализации личности как основе экзистенциально-гуманистического подхода в психологии и педагогике (Дж. Бьюдженталь ,  А.Маслоу,  Р. Мэй,  К.Роджерс,  Н.Роджерс, Э. Фромм и др.);

- о гуманистическом характере образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко,С.В., О.С. Газман, В.В. Кульневич, И.С. Якиманская )

- о системе дополнительного образования как личностно-ориентированной развивающей среде (А.Г. Асмолов, С.И Гессен, В.А. Горский, О.М. Мотков , В.А. Ясвин и др.).

- о связи образования и культуры и необходимости  воспитания человека "культуры", способного к продуктивной творческой деятельности (Е.Я. Басин, В.С. Библер, Б.Б.Блок, А.П. Валицкая, С.И. Гессен,  Д.А Леонтьев,  С.Ю. Курганов и др.);

- об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности ( Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Б.П. Есипов, Л.В.Занков,  Г.А. Ковалев, Н.Крылова, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская, В.А. Ясвин и др.).

В ходе работы применялись следующие  методы исследования:

- теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой теме;

- изучение и обобщение опыта педагогов дополнительного образования, анализ образовательных программ;

- комплексная методика по изучению творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования, включающая наблюдение, анкетирование, беседы,  социометрию и экспертные оценки;

- педагогический эксперимент, направленный на моделирование условий, способствующих развитию личности в творческой деятельности.

Базой исследования были 8 студий, в которых занимаются учащиеся-продростки, учреждения дополнительного образования г. Петрозаводска - "Школы творческого развития "Ключ"(всего 271 учащийся); отделение журналистики "Республиканской школьной академии" (28 учащихся).

Диссертационное исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1998-2000) - изучение литературных источников по проблеме исследования, анализ документации (концепций и программ), наблюдение за деятельностью педагогов в  учреждениях дополнительного образования; разработку программы исследования .

2 этап (2001-2003гг.) - практическая реализация программы творческой деятельности подростков в студии журналистики; проверка и уточнение теоретических положений исследования.

3 этап (2002-2003гг.) - завершение опытно-экспериментальной работы, анализ, обработка, обобщение и оформление полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- теоретически обосновано понятие "творческое развитие личности", определены необходимые составляющие творческого развития подростка: творческая деятельность, творческая  адаптация и творческое отношение к явлениям окружающего мира;

- разработана модель развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала ребенка в учреждении дополнительного образования;

- определены и экспериментально апробированы педагогические условия творческого развития подростка в студии журналистики.

Практическая значимость исследования состоит в  разработке методики творческого развития подростка в студии журналистики, включающей комплексную образовательную программу (всего 192 часа) и средства диагностики динамики личностного роста старшего подростка. Предложенная методика может быть использована как для организации студий журналистики в различных учреждениях дополнительного образования, так и при проведении внеклассной работы со старшеклассниками  в общеобразовательной школе. Теоретические выводы и практические результаты могут служить основой для проведения спецкурсов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Составляющими творческого развития старшего подростка являются   творческая деятельность, в  процессе   которой осуществляется осознание потребности в творчестве, раскрытие и развитие творческого  потенциала и выбор форм самовыражения; творческая адаптация, позволяющая подростку конструктивно взаимодействовать с другими,  занимать  свою позицию в микросоциуме; творческое отношение, выражающееся в реализации личностных  смыслов, видении скрытого содержания явлений и событий.

2. Методика творческого развития  подростка в учреждении дополнительного образования базируется на развертывании и становлении продуктивного самосознания и  включает следующие блоки: культурологический ("Я-культура"), коммуникативный ("Я-другой"), деятельностный ("Я-деятельность"), синтезирующий ("Я-сам").

3. Основой комплексной программы студии журналистики  является культурологический блок, в котором  дается  представление об узловых, значимых моментах истории культуры как отражение становления творческих возможностей человека, что  позволяет подростку осознать свою приобщенность к истории культуры человечества.

4. Методика обогащения деятельностной стороны эмпатическим  восприятием  произведений искусства и образцов творчества, общение с профессиональными представителями журналистики, психологии, искусства, являются основой свободы выбора тем и выражения личностного отношения в собственном индивидуальном и коллективном творчестве.

5. Комплексное взаимодействие содержательных и методических средств  педагогики,  психологии и искусства способствуют развитию как интеллектуальной, так и эмоционально-волевой и духовной  сторон личности подростка, становлению его творческой саморегуляции,  побуждают его к индивидуальным проявлениям в творчестве.

6. Создание системы условий, направленных на установление в учреждении дополнительного образования творческой развивающей среды, способствует раскрытию внутренних устремлений подростка;      творчество интериоризируется  как личностное образование.  

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использованием взаимодополняющих методов и методик, адекватных цели, предмету и задачам исследования, опорой на педагогическую практику, личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального образования и совета факультета начального образования Карельского государственного университета; в ходе выступлений на научно-практических конференциях КГПУ(1998-2003), на международных конференциях "Университеты в образовательном пространстве региона" (Петрозаводский государственный университета,1999), "Молодежь на пороге третьего тысячелетия" (КГПУ, Петрозаводск, Йоенсуу, 2000), "Исследование творчества" (институт психологии и консультирования "Гармония", г. Санкт-Петербург, 2000), "Ребенок и социум: взгляд в третье тысячелетие" (КГПУ,  2001); при проведении лекционных и семинарских занятий, чтении спецкурса "Развитие детского словесного творчества" на факультете начального образования КГПУ, а также в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.



Основное содержание работы.



Во введении обосновывается актуальность избранной темы; формулируется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования; определяются методы и этапы исследования; называются положения, выносимые на защиту; характеризуется научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе "Теоретическое обоснование творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования" рассматриваются различные подходы к понятию "творчество", определяется его роль в развитии личности.

В параграфе 1.1 рассмотрены дополняющие друг друга подходы отечественных (Д.Б. Богоявленская,  О.В. Брушлинский, Л.С. Выготский,  В.Н. Дружинин, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн,  С.Ю.Степанов и др.) и зарубежных (Дж. Бьюдженталь,  А.Маслоу,  Р. Мэй, К. и Н. Роджерс,  М.Чиксентмихайи и др.) исследователей  творчества.  Анализ их работ позволил сделать вывод о том, что творчество является мощным фактором развития личности, так как  в процессе творчества происходит реализация  высших духовных  потребностей личности,  укрепляется ее мотивация к созиданию; развиваются способности; происходит переработка и осознание собственного уникального личностного  опыта,  порождаются новые  ценности и смыслы; усиливаются способности личности к адаптации и  конструктивному взаимодействию с людьми и миром.

В параграфе 1.2 рассмотрены особенности творческого развития старшего подростка. На основании теоретического анализа работ по проблемам возрастных особенностей подростка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, О.Б. Даутова, В.В. Давыдов, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др.) делается вывод о том, что основными психологическими новообразованиями старшего подростка  являются становление самосознания, расширение сферы общения и поиск форм самовыражения. Доказано, что процесс развития в период ранней юности пронизан  противоречиями и сложностями, и  творческая деятельность в условиях дополнительного образования способствует приобщению подростка к творчеству  как культурно приемлемому способу разрешения возрастных противоречий и становлению  целостной  культуры жизненного самоопределения.

Параграф 1.3  посвящен описанию целей и возможностей системы дополнительного образования отличие системы дополнительного образования от общеобразовательной школы,  рассмотрены  такие преимущества дополнительного образования, как широкая вариативность программ,   общекультурная и практическая направленность образования,  свобода выбора форм самовыражения учащихся и  комфортная  среда общения; определены цели и возможности дополнительного образования в решении задачи творческого развития ребенка. Отмечается, что дополнительное образование  способствует приобщению ребенка к познанию и творчеству, причем в выбранном самим ребенком направлении развития.

Изучение современного состояния дополнительного образования (В.А.Горский А.Я. Журкина, О.М. Мотков, В.В. Усанов) доказывает, что  реализация творческого потенциала ребенка возможна в учреждении, в котором создаются условия для самого высокого - "креативного уровня использования учащимися свободного времени" (Л.Ю. Ляшко). Анализ  и обобщение исследований по данной теме позволили нам сформулировать возможности системы дополнительного образования, которые   могут быть использованы при реализации  следующих стратегических направлений:

1. воспитание мотивации личности к познанию и творчеству;

2. предоставление максимальных возможностей для выбора, реализации индивидуальной траектории образования;

3. повышение общей культуры жизнедеятельности, которая способствует укреплению веры в себя,  воли к творчеству, целостному общему развитию;

4. помощь в выборе предметной области с акцентом на самоопределении своего жизненного предназначения через практическую деятельность и общение со специалистами в данной области;

5. развитие как общих, так и специальных способностей (в том числе поддержка одаренности), приобщение к различным видам творчества;

6. опыт творческой  адаптации в микросоциуме;

7. возможность психологической реабилитации, новых  проявлений личности в успешной для нее деятельности и общении.

В параграфе 1.4 дано определение образовательной среды творческого типа как комплекса условий, способствующих творческому развитию старшего подростка. Понятие "образовательная среда" описано в работах Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, В.С. Библера, В.И. Гинецинского, Б.П. Есипова, Л.В.Занкова,  Г.А. Ковалева, С.В. Кульневича, Н.Крыловой, К.Лийка,  М. Черноушека, Г.И. Щукиной, В.А. Ясвина и др. Существенный вклад в понимание смысла развивающей среды внесли  В.В. Давыдов, В.А. Петровский, И.С. Якиманская, Е.Л. Яковлева. Согласно концепции В.А. Ясвина, педагогическая актуализация личностного развития ребенка в системе дополнительного образования возможна в том случае, если  образовательная среда представляет собой  "зону развивающих возможностей", образующуюся на пересечении  трех сфер: предметно-деятельностной, сферы функциональной грамотности  и сферы личностного роста.  Цель образовательной среды в учреждении дополнительного образования - предоставление возможностей для личностного развития и реализации творческого потенциала ребенка. В параграфе рассмотрено, как в психолого-педагогической литературе освещена организация общения и деятельности (двух основных составляющих развития) в образовательной среде, а также  каковы специфические особенности участия в них старших подростков.

С позиции личностно-ориентированного образования( С.В  Кульневич, Г.С. Сухобская,   И.С. Якиманская, Е.Л. Яковлева и др.) важнейшем условием  общения в образовательной среде является создание  психологического благоприятного климата, базирующегося на удовлетворении потребности в безопасности,  любви и уважении, признании и  общественном одобрении. Признание ценности каждого, безоценочность и сопереживающее понимание, по мысли К. Роджерса, являются условиями безопасности, позволяют человеку проявить себя,  и таким образом, способствуют творчеству.

Первым условием благоприятного психологического климата является конструктивное взаимодействие участников группы. Исследователи В.В. Абраменкова, Р.М. Грановская, Л.М. Лузина, К.Рудестам отмечают, что групповое взаимодействие в творческой деятельности имеет целый ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным творчеством: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими, есть возможность получения обратной связи и поддержки,  возможно принятие ценностей и потребностей других; организуется процесс самоисследования и интроспекции; отрабатываются различные виды поведенческих умений; деятельность группы происходит на двух уровнях - осознаваемого и переживаемого.

Второе условие - организация со-трудничества педагога и учащегося-    возможно при актуализации личностно-профессиональной позиции педагога как фасилитатора.  (С.Л. Братченко, Л.М. Лузина, Е.Л. Яковлева и др.)

На основе анализа психолого-педагогической литературы  и обобщения опыта педагогических систем и концепций А.П.Валицкой, В.А. Сухомлинского, А.Н.Тубельского, Е.Л. Яковлевой, мы пришли к выводу, что  организация деятельности в творческой развивающей среде также сопряжена с рядом условий. Общими условиями являются:

- культуротворческое содержание, способствующее обогащению  опыта учащегося, "проживанию" различных состояний, приобщению к культурно заданным формам самовыражения;

- разнообразные, активизирующие творческий потенциал формы, например, проблемные ситуации и ролевые игры, в которых моделируются противоречия и конфликты, разрешение последних в условиях образовательного учреждения способствует приобретению опыта творческой деятельности.

Специфическими условиями творческой деятельности старших подростков являются:

- использование содержания и приемов, стимулирующих развитие самосознания подростка и способствующих формированию его картины мира, "Я-концепции";

- укрепление механизмов саморегуляции,  организация условий для преобразования потенциала в реальные действия и создание значимых "творческих" продуктов.

Таким образом, можно констатировать, что творческое развитие подростка происходит в среде, которая способствует проявлению творческих возможностей подростка, формированию его "Я-концепции", осознаванию себя как деятеля, способного создавать не только творческие продукты, но и отношение к окружающему миру.

Во второй главе "Творческое развитие  личности подростка в учреждениях дополнительного образования (на примере студий журналистики)" описана апробация выявленных  теоретическим путем педагогических условий творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования. В главе описывается методика работы студии журналистики, включающая в себя комплексную программу и средства диагностики динамики личностного роста.

Первый параграф главы посвящен изучению подходов к решению задачи организации условий творческого развития   подростков в Республике Карелия. Анализ документов и программ Министерств образования и социальной защиты Республики Карелия показал, что в настоящее время существует два подхода к решению данной проблемы: привлечение широкого круга учащихся к занятиям в учреждениях дополнительного образования и поддержка одаренных детей через организацию специальных конкурсов, программ, проектов.

Нами было проведено анкетирование учащихся-подростков  двух учреждений дополнительного образования.: "Школы творческого развития "Ключ" г. Петрозаводска (127 учащихся, из них 14 - участники студии журналистики) и "Республиканской школьной академии"  (27 слушателей отделения журналистики).

Данные представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1 Области ожиданий учащихся-подростков школы «Ключ» (в %, при n=273)

Рис.2 Области ожиданий слушателей отделения журналистики «Республиканской школьной академии» (в %, при n=78)

Анализ учебных программ студий журналистики этих учреждений показал, что существует соответствие между ожиданиями подростков и целями данных программ, среди которых названы организация  условий для познавательной и творческой деятельности, межличностного общения и взаимодействия,  знакомство с   профессией журналиста.  Однако, если организаторы отделения журналистики "Республиканской школьной академии" в первую очередь желают подготовить слушателей к более осознанному выбору профессии,  успешной сдаче экзаменов и поступлению в вуз,  то педагоги студии журналистики "Тв-старт" ("Школа творческого развития "Ключ"") ориентированы на то, чтобы предоставить подростку возможности для знакомства с такими общегуманитарными областями, как культурология и словесное творчество, а также  для участия в  создании учебных журналистских продуктов: газет, журналов, телепрограмм и радиопередач.

Во втором параграфе второй главы более подробно рассматривается концепция "Школы творческого  развития "Ключ", называются цели и задачи организации, обосновываются основные принципы и направления деятельности школы.

В рамках данной концепции  описывается разработанная педагогами и психологами школы (Н.Е. Самсонова, Е.Е. Кузина, при участии И.Ш. Сафарова) модель творческой развивающей среды, которая, по мнению авторов,   представляет собой комплекс условий продуктивной творческой деятельности с соблюдением принципов психологической безопасности и эффективности процесса взаимодействия педагога и обучающихся (рис.3).  

Согласно этой модели, основная цель учреждения дополнительного образования   - создать  условия для  приобщения ребенка к творчеству,  интериоризации им  творчества как личностного образования, что предполагает следующие процессы:

1. Вся воспринимаемая информация проходит сквозь призму творческого отношения личности, что означает открытость как внутреннему опыту, так  и внешним влияниям, поиск собственного отношения и переживание осмысленности происходящего.

2. Основным способом взаимодействия  с социальной средой, общения в группе становится творческая адаптация - нахождение своего места в микросоциуме, когда, с одной стороны,  сохраняется достоинство и индивидуальность личности,  с другой, развивается умение конструктивно взаимодействовать  и принимать  других с их уникальностью и целостностью.

3. Занятия различными видами творческой деятельности позволяют найти  наиболее приемлемый для данной личности в данный период времени способ самовыражения.

Творческая развивающая среда создается в трех взаимопроникающих сферах:  располагающая среда школы в целом, собственная творческая среда каждой авторской образовательно-творческой программы и насыщенное новизной творческое занятие (на рисунке они обозначены как уровни слева).Таким образом,  весь процесс обучения в школе организован как возможность приобщения учащегося к творчеству, которое на различных уровнях  принимается:

- как новые приемы и формы преобразования объекта (на уровне занятия);

- как    стиль деятельности и общения (на уровне программы);

- как   ценность и процесс реализации смыслов  (при условии осознавания) в течение всего обучения в школе и дальнейшем развитии.

Цель - творчество как личностное образование.

Рис. 3 Модель творческой развивающей среды в учреждении дополнительного образования.

Опыт работы в различных творческих программах убедил автора в том, что существуют определенные требования к организации творческого занятия, это:

- обеспечение реалистического столкновения с проблемой, погружение в нее до ее формулирования; столкновение противоположных понятий, образов, идей на протяжении всего занятия;

- взаимодействие интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер в процессе творчества у всех участников процесса;

- использование приемов, позволяющих соединить  процесс мышления с практическими действиями, задействовать психофизический аппарат учащегося, стимулировать неосознаваемые компоненты творческого процесса;

- подключение рефлексивных механизмов в конце каждого этапа занятия;

- доведение  любой идеи до оформления, завершение любого начатого дела.

При соблюдении вышеназванных условий, на наш взгляд, в структуре личности происходят  существенные изменения, творческая деятельность становится осмысленной, способствует  динамике личностного роста. Для описания изменений  личности психологом И.Ш. Сафаровым  на основе опросников саморегуляции Конопкина-Осницкого и работ А.В. Хуторского и М. Чиксентмихайи был разработан  "Опросник творческой саморегуляции",  согласно которому важнейшими  характеристиками творческой деятельности являются:  целеполагание; умение использовать условия; планирование; самооценка; самоконтроль;  ответственность; осознанность; самостоятельность; сфокусированность; коммуникативность;  принятие результатов собственного творчества.

В третьем и четвертом параграфах главы представлены цели и содержание комплексной программы студии журналистики "ТВ-старт", а также ее реализация на примере одной из групп.

При разработке программы были учтены особенности системы дополнительного образования,  в которой деятельность  и общение (как основные составляющие развития) направлены  на продуктивное взаимодействие всех участников творческого процесса. Выбор журналистики  не столько как  профессиональной, сколько как широкой гуманитарной  области  позволил спроектировать систему  разнообразных видов деятельности,  в которых у каждого учащегося есть возможность   проявить себя в  работе с информацией,  общении, творчестве через создание  творческих продуктов (различные виды литературного творчества,  учебные газеты, журналы, телепрограммы, радиопередачи т.д.) и высказывание  своего отношения к волнующим подростка  проблемам.

Проектирование данной программы носило личностно-ориетированный,  творческий  характер и основывалось на  обобщенном уникальном опыте работы подобных студий  в "Школе творческого развития "Ключ" в предыдущие 6 лет. В обсуждении содержания программы принимали участие все преподаватели студии: филолог, театральный режиссер, психологи,  журналисты.

Методологическую основу программы составили концепция потенциалов личности М.С. Кагана и "Технология саморазвития подростка" О.Б. Даутовой.  

М.С. Каган  называет 5 основных потенциалов личности: гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный. Для их реализации были определены соответствующие  направления(учебные предметы):введение в журналистику, психология общения, культурология, словесное и литературное творчество.

Опираясь на определение самосознания С.Л. Рубинштейна, О.Б. Даутова называет  4 системы, разворачивающие становление продуктивного самосознания подростка -  соответственно этим системам разработаны четыре основных блока программы: культурологический (система "Я-культура"), коммуникативный (система "Я - другой"), деятельностный (система "Я-деятельность") и синтезирующий (система "Я-сам").

Общая цель программы была определена как создание условий для творческой деятельности,  в рамках которой осуществляется: осознавание  потребности в творчестве, развитие творческого потенциала,  становление самосознания и механизмов саморегуляции подростка, профессиональное и личностное самоопределение.

Двухлетний курс обучения включает в себя направления как теоретического, так и практического характера. Центральное место  в программе первого года обучения занимает культурологический блок, цель которого - дать представление об узловых, значимых моментах истории культуры, которые  одновременно отражает и историю становления и развития творческих возможностей человека. Занятия  по таким направлениям, как "Культурология" и "Словесное творчество",  позволяют подросткам получить системные обобщенные знания о культуре,  через разнообразные виды творческой деятельности "прожить" образы культуры и таким образом ощутить свою причастность к  историческому процессу. Помимо двух курсов, ориентированных на историю культуры,  учащиеся с профессиональными журналистами занимались "Введением в журналистику", предполагающим активное обсуждение и дискуссии по проблемам текущих событий.

Основу второго  года обучения составляет деятельностный блок,  поэтому самая важная задача в ходе его реализации - предоставить подростку возможность   определить цель своей деятельности, проверить  свои возможности, удовлетворить потребности роста.  Педагоги вместе с учащимися отбирают основные темы для обсуждения и работы над ними, в зависимости от темы определяются виды творческой деятельности: создание учебных радиопередач и телепрограмм, газет и журналов.

Помимо теоретических и практических курсов, программа включает специальные психологические коммуникативные тренинги, участие в которых позволяет подростку овладеть приемами  эффективной коммуникации.

В начале реализации программы выявились основные трудности работы с подростками: пассивность участников группы (стереотип школьного поведения);  нежелание выполнять любые упражнения, связанные с физической активностью;  неумение  доводить начатое до конца, особенно при оформлении продуктов творчества;  наконец, неумение выразить свои чувства, переживания, особенно в вербальной форме, неразвитость как техники речи, так и ее полноты и   выразительности.

Применение в ходе учебного курса различных приемов театральных тренингов (С.В. Гиппиус), приемов развития творческого воображения (Андреев В.И.,с. 493-499, Гатанов Ю.Б.), проективных графических методик (Романова Е.С., Потемкина О.Ф.,), элементов тренинга групповой психотерапии (Рудестам К.) и тренинга креативности (Хрящева Н.Ю), игровых технологий (В.В. Петрусинский), а также  терапии на основе экспрессивных искусств (Н.Роджерс.) позволило каждому участнику группы проявить свои эмоции, высвободить и преобразовать энергию,  найти свои формы   самовыражения,   развить экспрессивные возможности. Атмосфера понимания и поддержки, фасилитативная деятельность педагога  способствовали лучшему  самопониманию и   самопринятию подростков.

В последнем параграфе главы анализируются результаты творческого развития в студии журналистики. Педагогический процесс организовывался с учетом потребностей, интересов, личностно-значимых целей участников данной группы, поэтому в ходе реализации программы  применялись следующие диагностические методы: анкетирование в начале и середине учебного курса, проективная методика "Робинзон" (автор В.В. Абраменкова), проективная графическая методика "Картина мира" (авторы Е.С.Романова  и О.Ф.Потемкина), социометрическая диагностика уровня группового общения (Дж. Морено), "Опросник творческой саморегуляции"(Коропкин-Осницкий-Чиксентмихайи, адаптированный И.Ш.Сафаровым).

Анализ исследовательских материалов подтвердил, что в ходе реализации программы были решены следующие задачи.

1. Изучена мотивационно-потребностная и ценностная сферы участников группы. Выяснилось, что прежде всего подростки нуждаются в общении со сверстниками, и занятия в студии позволяют ее удовлетворить. В ходе реализации программы в течение учебного курса вырос интерес к книгам, журналам, газетам, стала выше востребованность компьютера, что свидетельствует о росте потребности в познании в информации.

2.Установлен благоприятный психологический климат в группе, организовано взаимодействие педагогов и учащихся. Определено, что социометрический статус группы равен 0.69, что  является высоким показателем уровня общения.

3. Созданы условия для индивидуальной и коллективной творческой деятельности , в ходе чего осуществлялись:

- развитие рефлексивных умений как основного условия формирования "Я -концепции" и развития самосознания;

- развитие механизмов саморегуляции, воспитание чувства ответственности и умения доводить начатое до конца;

- воспитание направленности на творчество как один из культурно выработанных человечеством способов самореализации и самовыражения.

О решении этих задач свидетельствуют данные "Опросника творческой  саморегуляции" Конопкина-Осницкого-Чиксентмихайи. Данная методика применялась дважды: в конце первого цикла и через семь месяцев, в конце всего учебного курса. При каждом опросе по названным характеристикам себя оценивали сами подростки, а также проводилась экспертная оценка педагогами каждого подростка. Преподаватели, за исключением шкал "самооценка" и "самоконтроль", отметили   положительную  динамику -рост среднеарифметических показателей по десяти шкалам. Эти данные приведены в таблице.

Табл. 2. Развитие характеристик творческой саморегуляции участников экспериментальной группы
(по 10-балльной шкале) по данным эксперных оценок преподавателей.

Характеристика
  

Среднеарифме тический показатель в конце 1 цикла
  

Среднеарифме тический показатель в конце курса
  

Изменения
1. Целеполагание: умение находить свою цель в творчестве (деятельности) или принимать предлагаемую цель как свою.    

6,43
  

6,86
  

0,43
2. Использование условий: умение в заданных (данных) условиях находить главное, отличая от второстепенного, и применить в творчестве (деятельности)    

5,29
  

7,43
  

2,14
3. Планирование: знание пути действия в процессе творчества (деятельности), представляемого в последовательных действиях в порядке их следования.    

4,14
  

5,86
  

1,72
4. Самооценка: степень уверенности в своих возможностях – в деятельности и творчестве.    

6,29
  

6,14
  

-0,15
5. Самоконтроль: умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их.    

5,43
  

4,86
  

-0,57
6. Стремление к порядку: соблюдение общих правил и склонность к порядку, аккуратности в своей деятельности.    

5,57
  

6,86
  

1,29
7. Ответственность: выраженное, осознанное желание довести начатое дело до завершения.    

6,29
  

6,57
  

0,28
8.Осознанность: ясное представление смысла или содержания осуществляемой деятельности, творчества, умение рассказать об этом.    

5,14
  

6,29
  

1,15
9. Самостоятельность: способность продолжать деятельность без подсказок помощников.    

5,71
  

7,57
  

1,86
10. Сфокусированность: включенность в деятельность и самостоятельное в неё возвращение после снятия действия отвлекающих факторов.    

5,43
  

6,29
  

0,86
11. Коммуникативность: умение конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности и творчества.    

5,86
  

6,29
  

0,43
12. Принятие: умение радоваться результатам своего творчества и деятельности    

5,43
  

7,14
  

1,71

Как видно из таблицы, наиболее значимые отличия наблюдаются по таким характеристикам, как: использование условий, планирование, стремление к порядку, осознанность самостоятельность, принятие Некоторое снижение в экспертной оценке преподавателей отмечается по шкалам "самооценка" и "самоконтроль", что на наш взгляд, связано  с тем, что педагоги во время второго опроса получили возможность наблюдать подростков при выполнении сложных, ответственных заданий. Отметим, что при исследовании разницы арифметических значений шкал в начале и в конце занятий,  данных подростками,  отмечалось  снижение средних величин парактически по всем шкалам.

Принимая во внимание достоверность данных как преподавателей, так и учащихся, можно заключить, что в процессе участия в программе занятий в условиях "Школы творческого развития  "КЛЮЧ" подростки подошли к качественно иному пониманию и оцениванию собственных характеристик творческой саморегуляции. В рамках данного исследования можно утверждать, что, по-видимому, это произошло в связи с изменением отношения подростков  к окружающей их развивающей среде (шкала №2),  планированием в ней собственных действий (шкала №3),  ростом самостоятельности (шкала № 9) и принятием результатов творческой деятельности(шкала 12).

Качественные изменения личностных показателей участников экспериментальной группы отражены в монографических характеристиках, которые представлены в диссертации.

Предметными результатами творческой деятельности  стали созданные совместно с педагогами 2 учебные радиопрограммы, 3 учебные телепередачи, две газеты и один журнал. Следует отметить, что некоторые материалы  заключительного журнала были опубликованы в июне 2003 года в периодическом издании - "Молодежной газете" Карелии.

Опыт работы в данной студии убедил нас в том, что обучение подростков в студии журналистики повышает их мотивацию, направленность на творчество, рефлексивные умения, способствует формированию творческого отношения к окружающим, влияет на цели и ценности личности. Оно также способствует творческой адаптации, нахождению своего места в микросоциуме, способности конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Опыт творческой деятельности, полученный в студии, позволяет подростку полнее принимать себя и радоваться своим успехам. Все эти составляющие позволяют каждому подростку ощущать свое развитие.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотетические предположения о возможности организации творческого развития подростка в студии журналистики учреждения дополнительного образования при соблюдении вышеназванных условий.

В заключении диссертации изложены  основные выводы исследования, подтверждающие правомерность выдвинутой гипотезы, охарактеризована его теоретическая и практическая значимость.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Условия творческой самореализации  ребенка  при проведении регулярной внеклассной работы.// Преемственность поколений: диалог культур. - Вып.3.-СПб.:,1996.-с.109-111

2. Кузина Е.Е., Самсонова Н.Е.  (в соавторстве). Формирование информационной культуры подростков//Университеты  в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации. Ч. 1// - Петрозаводск, 1999.-С. 116-117.

3. Словесное творчество школьников: мотивы и условия.// Новые педагогические технологии в начальной школе.-Петрозаводск, КГПУ, 2000-С.51-52.

4. Кузина Е.Е., Сафаров И.Ш., Самсонова Н.Е.(в соавторстве).  Среда - условие эффективного  взаимодействия взрослого и ребенка в творческом обучении (из опыта работы Школы творческого развития "Ключ").//Ребенок и социум. Взгляд в третье тысячелетие-Петрозаводск, КГПУ, 2001.-С.49-55

5. Роль педагога в приобщении подростка к творчеству// Развивающее обучение: теория и практика.- СПб: изд-во ЛГОУ им. Пушкина, 2002.-С.30-31.

6. Samsonova N. Kuzina E/ Pedagogical conditions of the creative development of Teenager// Youth on the Threshold of 3rd Millenium/ ABSTRACTS. Petrozavodsk, June 2-6, 2000, p. 35-36


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100