Публикации: "Подводные камни" тестов - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: "Подводные камни" тестов

"Подводные камни" тестов (что необходимо уметь, чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку).

Самсонова Н.Е

Итоговый экзамен в школе нужен для проверки знаний, умений и навыков  по тому или иному предмету, однако  не только содержание, но и форма экзамена (а по русскому языку это может быть сочинение, изложение, диктант или тест) предъявляет  свои  требования к испытуемому. В этом плане самым малознакомым для наших школьников является "заморский зверь" - тест, и сегодня мы поговорим о тех невидимых на первый взгляд трудностях,  "подводных камнях", с которыми наверняка встретится выпускник в ходе тестирования, в частности  познакомимся с особенностями теста, предлагаемого на едином государственном экзамене по русскому языку.

Критики ЕГЭ справедливо отмечают, что тестирование не позволяет проверить знания  даже в той  мере, как это делается на устном  экзамене. Тест не позволяет  проверить и навыки, в частности навыки грамотного письма легче всего выявляются на диктантах. Экзаменационный материал  ЕГЭ на три четверти  состоит из тестов на различение, когда испытуемому предлагают выбрать правильный ответ из четырех возможных,  что, по классификации В.П. Беспалько,  соответствует самому низкому - ученическому уровню усвоения знаний (именно эта часть теста позволила критикам ЕГЭ назвать экзамен "Всероссийским  О-счастливчиком").  Несколько заданий представляют собой конструктивные тесты, то есть требуют воспроизведения ответа по памяти, -  это второй, алгоритмический  уровень усвоения знаний; тесты эвристического и креативного уровней в предлагаемых формах  экзаменационных материалов, вероятно,  заменены на творческое задание, представляющее собой краткое сочинение по предложенной проблеме.

Наверняка  формы экзамена будут меняться, совершенствоваться, однако сегодня важнейшая проблема заключается в том, что даже к столь примитивному  тестированию выпускники в большинстве своем не готовы. И дело тут не столько в недостатке знаний, сколько в отсутствии опыта сдачи тестов подобного рода.  Те, кому предстоит сдавать экзамен в форме ЕГЭ, оказались в довольно сложной ситуации, так как этот вид экзамена предполагает владение некоторыми умениями, для которых в школьной программе не отведено времени, а у педагогов недостаточно опыта для тренировки данных умений.

На курсах подготовки к выпускным экзаменам нами была проведена экспертиза ошибочных ответов, которая показала, что более тридцати процентов неверных ответов (треть!) связаны не с отсутствием знаний, а с тем, что испытуемый не владел основными умениями  работы с тестом.  "Недостаточно еще знать, нужно также применять, недостаточно еще желать, нужно также делать", - слова  И.В. Гете в данной ситуации точно отражают суть проблемы.

Прежде всего для успешной сдачи теста необходимо овладеть некоторыми  общеинтеллектуальными умениями, в частности испытуемому необходимы:

1. Свободное ориентирование в пространстве (в пределах листа).

2. Развитое чувство времени.

3. Хорошая зрительная память.

4. Умение действовать по образцу (аналогия).

5. Развитая интуиция.

6. Самообладание,  выносливость, помехоустойчивость.

Первая трудность  теста заключается в новом для большинства современных школьников расположении учебного материала на экзаменационном листе. Если традиционно текст по русскому языку представлен в учебнике и тетради в виде строчек (что   приучает ребенка к восприятию материала слева направо), то на ЕГЭ  большинство заданий части А даны в виде столбика:

Формулировка задания.

Ответы :
1) …………..
2) …………..
3) ………….
4) …………..

Испытуемый вынужден  постоянно переводить взгляд сверху вниз, поскольку слабая память и стрессовый характер ситуации, как правило,  не позволяют выпускнику сразу понять все нюансы  задания. При отсутствии тренировки очень быстро наступает утомление, выполняющий тест начинает непроизвольно беречь себя, то есть перестает перечитывать задание, соответственно помнит его весьма  приблизительно  и … допускает ошибку! Можно ли ее предупредить? Нам думается, следует прибегать к очень простым приемам. Например, при работе с деформированным текстом (задание А1),  выпускник должен показать, что он умеет выстраивать текст. Достаточно несколько раз разрезать (в прямом смысле! Ножницами!) на глазах у ребенка лист с текстом, а затем предложить ему "собрать" текст заново - и набор литер в ответе перестанет пугать испытуемого.

В заданиях по пунктуации  предложение дано перед ответами, которые представляют собой столбик из набора цифр. Совершенно непривычная  для российского школьника "картинка"! Напомним, что горизонтальное и вертикальное расположение текста регулируется разными полушариями мозга, поэтому  для перестройки обязательно необходима тренировка, в этом смысле некоторое преимущество имеют  любители разгадывать кроссворды и ребусы, а также те, кто играет в электронные игры. Увы, даже "крепкие хорошисты",  не владеющие данным умением, по  нашим наблюдениям,  часто на этом теряют очки.

Еще  сложнее выполнить  задания группы В. Предполагается,  что выпускник легко ориентируется в довольно большом тексте (до 30 предложений),  задания к которому  включают слова "найдите", "укажите номер предложений" и т.д. Пожалуй, это самый спорный вид заданий, так как он требует постоянного "анатомирования"  текста, при котором, как признаются учащиеся,    разрушается его содержание.  А ведь  затем  выпускнику придется написать сочинение по данной проблеме (задание С), высказать свое отношение к ней. У подростков нет достаточного опыта конструирования текста, и эта проблема разрешается за счет хотя бы небольшой тренировки.

Вторая трудность связана с чувством времени. Если на привычном диктанте педагог структурирует время ученика, на сочинении тоже часто слышны предостережения типа "Пора проверять", "Пора переписывать", то на ЕГЭ испытуемый остается один на один с листочками заданий. Самая большая опасность не в том, что не хватит времени, а в том, что испытуемый может потерять чувство времени, то есть "застрять" на каком-либо задании. Еще большая сложность заключается в том, что школьник не умеет сам регулировать напряжение и расслабление и  довольно быстро теряет  силы,  а ведь ЕГЭ - это своеобразная марафонская дистанция, и спортивные навыки просто необходимы!  Проверить чувство времени можно,  если выполнить  простое  задание: надо закрыть глаза и открыть их через минуту.   Увидеть, "спешит" или "отстает"  чувство времени испытуемого очень просто, если  перед ним поставить песочные часы на одну минуту. Этот маленький, но очень важный при подготовке к тесту инструмент я рекомендую использовать педагогам обязательно. Дело в том, что на задания с выборочным ответом (А1-А30) дается около часа, то есть каждое задание   должно быть  выполнено  за одну минуту, еще минуту необходимо потратить на проверку задания. Через некоторое время применения песочных часов на уроках у школьника вырабатывается определенный временной ритм работы, что положительно скажется на экзамене.

Не помешает и пользование обычными часами. Помнить о времени следует не для того, "чтобы все успеть", а для того, чтобы вовремя делать перерывы и даже на экзамене выделить время на отдых. Максимальное время напряженной работы мозга даже хорошо подготовленного школьника - 20-30 минут. После такого погружения обязательно надо размять пальцы (это  способствует приливу крови к мозгу),  сделать гимнастику для глаз, затем   можно закрыть глаза и побаловать себя  приятными аффирмациями, то есть положительными формулами самовнушения, текст их лучше составить заранее. Грамотный режим труда и отдыха на экзамене не только помогает  сохранять хорошую интеллектуальную форму на протяжении всего  тестирования, но и позволяет испытуемому не  поддаваться тревогам и страхам, не впадать в панику, не терять самообладание. Пожалуй, это самое главное для успешного результата.

Хорошая зрительная память - необходимое условие грамотного письма.  При   тестировании  ее роль еще больше возрастает, так как  лучше с тестом справляется не самый грамотный человек (автоматизированные навыки важнее при написании диктантов и сочинений), а тот, у кого лучше всего  развит "детектор ошибок", который позволяет реагировать на непривычный графический облик слова.   Иначе говоря, испытуемый должен заметить, что "что-то здесь не так". Несомненно, развитая интуиция абсолютно необходима для работы "детектора ошибок", поэтому мы рекомендуем в ходе подготовки к экзамену предлагать учащимся специальные упражнения, например,  наборы слов, среди которых есть заведомо неверно написанные.

Отметим, что все задания группы А построены по принципу: найди четвертый  лишний.  Нам думается, это обстоятельство позволяет подключить необходимый азарт,   развить быструю реакцию и умение действовать по образцу при выполнении заданий. Добиться этого  просто, если в занятия по русскому языку включать игровые элементы.  Последнее абсолютно необходимо еще и для того, чтобы преодолеть психологический барьер - страх перед экзаменом. Действительно, экзамен - это некий вызов, а тест хорош тем, что даже при отсутствии  знаний каждый может надеяться на удачу. Правильный психологический настрой, на наш взгляд, является решающим условием успеха.

Разумеется, тестирование по русскому языку проверяет и специфические для данного учебного предмета умения, то есть "знания в действии" (М.А. Данилов). В таблицах они представлены соответственно заданиям. Рассмотрим их по группам.

Группа А - это задания с выборочным ответом. Для их выполнения необходимы следующие умения: опознавать языковые единицы, классифицировать их, выявлять соответствие или несоответствие их языковым нормам.

Задание
  

Надо знать
  

Надо уметь

А1
  

Требования к тексту: связность, логичность.
  

Восстанавливать деформированный текст: устанавливать логические связи между предложениями, распознавать сигналы зависимости (местоимения, союзы, частицы)

А2
  

Грамматическая основа предложения
  

Находить  основу предложения, различать словосочетание и  сочетание двух слов, определять тип простого предложения по структуре

А3
  

Типы сложных предложений
  

Отличать сложное предложение от  простого, определять его вид

А4
  

Части речи
  

Отличать слова самостоятельных частей речи от служебных,  разграничивать прилагательные и наречия, предлоги и наречия и т.д.

А5
  

Алфавит
  

Располагать слова в алфавитном порядке

А6
  

Фонетика
  

Различать звуки и буквы, произносить слова, определять  глухие и звонкие, мягкие и твердые  звуки на слух

А7
  

Правописание падежных и родовых окончаний
  

Выбирать нужные окончания из соответствующей грамматической таблицы или (что более грамотно!) заменять слабую позицию фонемы сильной в окончаниях

А8
  

Употребление мягкого знака
  

Различать части речи, определять грамматические характеристики слова  с учетом  роли Ь в них

А9
  

Безударные гласные в корне
  

Проверять безударные гласные, то есть  заменять слабую позицию фонемы сильной в корне

А10
  

Правописание приставок
  

Вычленять приставки в слове, отличать написания, основанные на  фонетическом принципе (приставки на З и С, замена И на  Ы в корне) и фонематическом,  различать значения пре- и при-

А11
  

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
  

Владеть алгоритмом определения спряжения глагола и выбирать соответствующие окончания с учетом исключений

А12
  

Правописание гласных в суффиксах глагольных форм
  

Восстанавливать неопределенную форму глагола по памяти

А13
  

Н и НН в различных частях речи
  

Определять  части речи, различать отыменные и отглагольные прилагательные, краткие и полные их формы, владеть алгоритмом  выбора соответствующих написаний

А14
  

О и Е (Ё) после шипящих и Ц
  

Различать части речи, разбирать слово по составу, определять производящие основы

А15
  

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
  

Различать  смысловые оттенки  значений НЕ (часть корня, приставка или частица), владеть логической категорией отрицания, подбирать синонимы к словам

А16
  

Слитное и раздельное написание служебных и знаменательных частей речи
  

Различать части речи, рассуждать на грамматические темы

А 17
  

Морфемика,  разбор  слова по составу
  

Мотивировать слово, определять производящую основу, проводить морфемный анализ слов

А18
  

Орфоэпические нормы
  

Определять ударный слог в слове  и проверять соответствие слова нормам

А19
  

Морфологические нормы
  

Владеть грамматическими нормами образования форм слов

А 20
  

Синтаксические нормы, построение предложений с деепричастиями
  

Находить грамматическую основу предложения, соотносить основное содержание с добавочным

А21
  

Синтаксические нормы, нормы управления и согласования
  

Различать смысловые оттенки предлогов и окончаний, строить высказывание с учетом  в соответствии  с нормами русского языка

А 22
  

Лексические нормы. Нормы употребления слов
  

Различать смысловые оттенки близких по звучанию слов(паронимов), употреблять слова с учетом их сочетаемости

А 23
  

Лексические нормы. Лексическое значение слова
  

Понимать  значение слова

А 24
  

Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом И
  

Отличать простые предложения с однородными членами от сложносочиненных

А 25
  

Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами
  

Различать причастные и деепричастные обороты, владеть правилами их обособления

А 26
  

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями
  

Отличать содержание высказывания от авторских элементов, различать члены предложения и вводные слова

А27
  

Знаки препинания при однородных членах с союзами
  

Определять группы однородных членов, владеть интонацией перечисления  и правилами постановки запятых при одиночных, парных и повторяющихся союзах

А 28
  

Тире в простом и сложном предложении
  

Отличать простые предложения от сложных, владеть категориями "обобщающее слово", "причина",  "следствие"

А 29
  

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным
  

Находить грамматические основы, устанавливать отношения между предикативными частями, находить средства связи: союзы и союзные слова

А 30
  

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
  

Определять количество предикативных частей, устанавливать отношения между ними, находить средства связи

А 31
  

Анализ текста. Тема и идея  текста
  

Проводить смысловой анализ текста, находить главную мысль текста, понимать авторскую позицию

А 32
  

Стили  и типы речи
  

Определять стиль(научный, художественный, публицистический, официально-деловой ) и тип(описание, повествование, рассуждение) речи с учетом ведущих стилевых черт

А 33
  

Лексическое значение слова
  

Проводить лексический анализ слова в контексте, подбирать синонимы, антонимы, омонимы, анализировать особенности употребления слова

Группа В - задания с кратким ответом, для их выполнения необходимы умения: самостоятельно формулировать ответ, кратко его излагать (в виде слова или словосочетания).

В 1
  

Способы словообразования
  

Сравнивать слово с производящей основой, определять формант(суффикс или приставку) и способ словообразования

В 2
  

Типы связи слов в словосочетании
  

Определять тип подчинительных отношений и  средства связи между компонентами словосочетания

В 3
  

Типы простых предложений
  

Находить грамматическую основу, различать односоставные и двусоставные предложения, тип сказуемого и т.д.

В 4
  

Способы осложнения простого предложения
  

Определить члены предложения, являющиеся однородными или обособленными

В 5
  

Типы сложных предложений
  

Выполнять разбор сложного предложения, определять вид придаточного предложения и способ его  связи с главным

В 6
  

Средства связи между  предложениями
  

Находить средства связи предложений:  повторяющиеся элементы(лексический повтор, однокоренные слова, личные и указательные местоимения, местоименные наречия, синонимы, антонимы),  союзы, единство видовременных форм, неполнота предложений и т.д.

В 7
  

Средства выразительности
  

Определять наиболее типические средства выразительности речи, к которым относятся:  эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, градация, оксюморон, лексический повтор, синтаксический параллелизм, риторический вопрос

Третья часть ( С1)  -   задание с развернутым ответом -  требует умения самостоятельно строить высказывание (рассуждение, рецензия, отзыв, эссе) на основе текста, ранее использованного для комплексного анализа.

Подробнее об особенностях сочинения рассказано в нашей предыдущей публикации, дополнительно следует отметить,  что новым является требование  характеризовать  средства языковой выразительности автора. Эта часть   сочинения предполагает обязательную предварительную подготовку выпускника по данной проблеме.

В основе оценки задания с развернутым ответом лежат 10 основных критериев, по каждому  из которых работе добавляется  2 или 3 балла. Эти критерии следующие: понимание исходного текста (он дан в части В), правильность фактического материала, уровень языкового анализа исходного текста, отражение в сочинении собственной позиции, речевое оформление, смысловая цельность и композиционная стройность высказывания, точность, богатство и выразительность речи, наличие - отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых ошибок, описок, недочетов.   Данное задание учитывается, если объем сочинения не менее 150 слов.

Даже  общий обзор заданий  позволяет судить, что авторы теста стремились включить в него практически все темы школьного курса русского языка. Думается, "объять необъятное" - не самая необходимая задача для экзамена, однако педагогам не следует опасаться ЕГЭ, правая колонка таблиц свидетельствует, что всеми  названными умениями так или иначе учащиеся имели возможность овладеть на уроках в школе.

Скорее проблема заключается  в другом : нынешние выпускники получали знания  в одной    манере   (довольно аморфной, размытой), а сдавать экзамен вынуждены в другой (четкой и жесткой). Несомненно, сдача тестов требует определенных  навыков. Для этого пока в школах нет ни соответствующих пособий, ни технических возможностей, да и  времени осталось недостаточно. Что можно сделать в данных условиях? Позволю себе дать педагогам три  совета.

1. Попытайтесь сами получить опыт тестирования,  вместе с коллегами   выполните тест в требуемом в режиме (3 часа)  от начала до конца. Это позволит вам  понять все, что происходит с испытуемым в психологическом плане,  прожить тестирование как личностный опыт, осознать его. Скорее всего вы поймете, что не боги горшки обжигают.

2. Постарайтесь увидеть все  положительные стороны тестов. Их немало: тесты позволяют не только развивать  интеллектуальные, но и личностные качества, такие,  например, как: воля к победе, помехоустойчивость, выносливость, умение доводит начатое до конца, умение работать  в системе погружения и т.д. Кроме того, они способствуют   интеграции учащихся в современные формы образования. Осознав это, постарайтесь передать положительный настрой своим ученикам, убедить их в том, что не так страшен черт,  как его малюют.

3. Находите возможность тренировать учеников на каждом занятии,  наращивайте  темп, используйте игровые и соревновательные элементы, превращайте занятия в тренинг. Позвольте каждому ученику пережить чувство успеха в выполнении тестовых заданий -  и он поверит, что дорогу осилит идущий.

В заключение хочется напомнить совет К.С. Станиславского о том,  что есть способ достижения успеха:  просто нужно сделать "трудное привычным,  привычное легким, а легкое приятным".  Успешной сдачи теста!


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100