Публикации: Роль педагога в приобщении подростка к творчеству - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Роль педагога в приобщении подростка к творчеству

Роль педагога в приобщении подростка к  творчеству.
Материал доклада на конференцию "Развивающее обучение: теория и практика"

Н. Е.Самсонова

Одной из основных задач современного образования является создание условий, способствующих пробуждению творческой активности ребенка. Еще Л.Н. Толстой указывал, что "если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений". В самом общем виде перед педагогами общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования стоит задача "воспитания творческости"  в каждом ребенке.

Существует множество путей организации творческой деятельности учащихся . Большие успехи в области эвристики, создание целых систем, технологий обучения творчеству (таких, например как курс "Развитие творческого воображения в рамках ТРИЗ") отодвинули в прошлое разговоры о непознаваемости творческого процесса  и о невозможности обучения творчеству. Но думается, приобщение школьников к творчеству не ограничивается  знакомством с приемами или даже методами создания творческих продуктов. В разные периоды развития  ребенка перед педагогом ставятся различные по сложности задачи.

Так, большинство специалистов в области начального  образования указывают, что основной целью включения творческих заданий в учебный процесс является развитие творческого мышления, прежде всего воображения и фантазии. Практически все ученики начальной школы с большим интересом воспринимают творческие задания, так как они наилучшим образом отвечают природной потребности ребенка в познании и  приобретении того опыта, который П.В. Симонов называет "вооруженностью".  Каждое творческое задание ученик воспринимает как игру, успешное решений творческой задачи сопровождается чувством радости, воодушевления. Но "радость узнавать должна постоянно заполняться радостью уметь и мочь " (П.В, Симонов), и в этом смысле, на наш взгляд, очень важно уже в начальной школе довести некоторые творческие приемы до уровня навыков, максимально способствуя таким образом развитию  интеллектуально-творческих способностей ребенка. Большая и регулярная работа в этой области со стороны педагога может привести  к тем постоянным продуктивным преобразованиям в деятельности личности, которые  называют креативностью.

Включение творческих заданий в учебную деятельность подростков может принести  еще большие "дивиденды", если сопровождается развитием способности к самопознанию. Как и в начальной школе, сам опыт решения творческих задач очень плодотворен, но  он может стать глубже   и богаче, если педагог сумеет  помочь подростку  осознать значимость  творческой деятельности для него лично. Главным стимулирующим действием педагога является помощь в осознавании  уникальности того пути , решения, который пройден  подростком в процессе выполнения творческого задания. Эта работа, кстати, очень сложная и тонкая,  ведется  в двух основных  направлениях. Первое названо доктором  педагогических наук  А. В.  Хуторским методом  рефлексии (осознания деятельности). Основная цель такой работы - создать условия, чтобы подросток  (отметим, там, где это возможно) осознал способы своей деятельности, возникающие в процессе выполнения творческого задания трудности и пути их преодоления. Только после этого   он  сможет применить освоенный прием в целях  своего дальнейшего   развития. Второе направление, более ценное на наш  взгляд, -это осознавание подростком тех чувств и  эмоций, которые сопровождают процесс решения творческого задания. Ведь именно  эмоция- "мера значимости" (П.В. Симонов)- трансформирует потребность в мотив деятельности.

Так,  одна из девятиклассниц в конце программы обучения в студии журналистики  сформулировала ответ на вопрос "Что такое словесное творчество?" следующим образом: "Словотворчество - это искусство и радость", при этом сама  фраза была представлена  в виде ребуса. В небольшом эссе по поводу этого задания девушка пишет:     " Творить - сложнее, чем просто делать. Это не ремесло. Для этого необходимо придумать что-то свое, до чего до тебя еще никто не додумался. Оформить свою идею надо красиво, иначе она просто не будет восприниматься окружающими. Когда видишь, что у тебя это получилось, возникает чувство радости и гордости за свою идею и ее воплощение".

Итогом этой работы, проделанной подростком вместе с педагогом, важным для дальнейшего его развития,  станет  потребность в созидании,  во включении творчества в любую деятельность, стремление к постоянному поиску форм самовыражения  во всех областях  жизни.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100