Публикации: Словесное творчество школьников - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Словесное творчество школьников

Словесное творчество школьников: мотивы и условия.

Н. Е.Самсонова

Стремление к творчеству в сфере языка является абсолютно естественным для любого человека. Оно проявляется различно в соответствии с этапами становления личности, в частности, для детей 7-10 лет характерны эксперименты в области формы языка, через которые происходит погружение в мир слов и постижение глубин языка. Подростки более ориентированы на общение, соревнование, поэтому решение интеллектуальных задач ("Гимнастика ума") и коммуникативные игры более привлекательны для них. Старшие школьники , как правило, делают первые шаги на поле исследований, и хотя желание играть все еще сохраняется в это время, их особенно привлекает решение задач , значимых для той группы , в состав которой они входят. Такой средой , где старшеклассники одновременно выступают как "творцы" и "исследователи" , является , в частности ,молодежный сленг.

Основная задача педагога - создание стимулирующей среды, проблемных творческих ситуаций для поддержания процесса творчества в области языка.

Создание такой среды возможно ,на наш взгляд, только при соблюдении определенных условий.

Наиболее важными из них являются :

- наличие группы людей (педагога и детей , добровольно выбравших данный вид деятельности), доверяющих друг другу;

- объединяющая этих людей , значимая и эмоционально наполненная цель.

- наличие правил общения , принятых участниками именно этой группы ,свобода самовыражения и безоценочность деятельности.

Соблюдение этих условий , успешно применяемых сегодня в основном в психологических тренингах ( их называют условиями психологической безопасности), на наш взгляд , абсолютно обязательно в таком тонком деле , как занятие творческой деятельностью .

Фактором , стимулирующим творческий процесс, является наличие каких-либо ограничений. Легче сочинить рассказ , в котором все слова начинаются, например, на букву Д , чем "просто рассказ". Эти ограничения должны быть тщательно продуманы , в противном случае они из стимула превращаются в фактор, сдерживающий возможности ребенка . Сегодня в школах , к сожалению ,используются только ограничения во времени (время урока) и в содержании (например , на уроках развития речи предлагается одна тема для творческих работ) . Опыт автора данной статьи убеждает , что ограничения в области формы (например, использование только определенных видов языковых средств) более эффективны и вызывают большой интерес у детей.

Таким образом, при организации творческой деятельности в группе школьников педагогу необходимо учитывать соответствующие данному возрасту мотивирующие факторы , стремиться к созданию психологически комфортной атмосферы в группе и предлагать детям творческие задания , базирующиеся на определенных видах ограничений. При соблюдении этих условий творчество детей будет не только результативным , но и очень радостным процессом.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100