Публикации: Среда - условие эффективного взаимодействия взрослого и ребенка в творческом обучении - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Среда - условие эффективного взаимодействия взрослого и ребенка в творческом обучении

Среда - условие эффективного  взаимодействия взрослого и ребенка в творческом обучении.
(из опыта работы Школы творческого развития "КЛЮЧ")

Кузина Е.Е., Сафаров И.Ш., Самсонова Н.Е.

Пятилетний опыт работы ШТР "Ключ" в системе дополнительного образования позволяет нам поделиться  наблюдениями над единым процессом обучения и развития детей. Одной из главных задач "Школы творческого развития "Ключ" является помощь ребенку в решении проблемы социальной неуспешности в основном образовательном учреждении.

Как правило, мотивом обращения в нашу школу являются проблемы ребенка не только в учении, но и в социуме (при наличии нормального интеллекта низкая успеваемость по отдельным школьным предметам; проблемы в общении со сверстниками или взрослыми; неадекватная самооценка, неуверенность в себе). Часто ребенок и его родители уже имеют  опыт  неудачных попыток решения подобных проблем в других социально- педагогических институтах    (репетиторство, консультации специалистов, посещение кружков и т.д.).

Выход из ситуации  видится нам в целостном подходе: решение только учебной или только психологической задачи не приводит к успеху. Целостный подход подразумевает непрерывность взаимодействия  ребенка и среды с помощью компетентных действий преподавателя. Такими действиями, на наш взгляд, являются действия, направленные на формирование и поддержание особого рода  среды  . В Психолого-педагогическом словаре для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (Ростов н/Д:  "Феникс", 1998.-544с.) предлагается следующее определение педагогической среды: "Среда- совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как организмом и личностью" (с. 420).  Выделяются два типа среды: внутренняя (психосоматическая) и внешняя (физическая и социальная.)

"Педагогический словарь" Коджаспировых определяет среду  как  "специальную, сообразно с педагогическими целями созданную систему условий организации жизнедеятельности детей,  направленную на формирование их отношений к миру, людям и друг другу" (с.141). Структурообразующие элементы среды, согласно Ясвину, это - физическое окружение, человеческие факторы и программа обучения.

Среда школы, по нашему мнению, создается в трех взаимопроникающих сферах:  располагающая среда школы в целом, собственная творческая среда каждой авторской образовательно-творческой программы (ее хронотоп) и насыщенное новизной событие творческого обучения на каждом занятии.

Первым шагом в направлении создания такой среды является располагающая обстановка внутреннего пространства школы: цветовой дизайн, простор и освещенность, уют помещений. Неформальная встреча входящих в школу, доброжелательность и внимание позволяют настроить ребенка и родителей на следующий шаг - согласование намерений ребенка и педагога, автора программы. По нашим наблюдениям ребенка приводит в школу неосознанный поиск особых условий (мотив) при осознанном желании решить учебную или социальную проблему (мотивировка). В процессе общения выясняются следующие реальные причины прихода ребенка в нашу школу: желание адаптации в микросоциуме, поиск нового опыта общения, обнаружение способов самореализации в учебе или творчестве. Главная цель, таким образом,  - желание двигаться в направлении роста успешности, оставаясь при этом самим собой. Когда намерения ребенка и педагога согласованы, выбирается реально достижимая познавательная и эмоционально значимая цель, создается индивидуальная программа (хронотоп) обучения и развития ребенка в нашей школе.

В процессе осуществления программы педагог не только не стремится устранить естественные препятствия на пути достижения цели, но и может создать преодолимые барьеры, требующие от ребенка волевых усилий. При этом растет энергия и азарт в достижении цели, достижения становятся более ценными. Активизируются все высшие психические функции: восприятие, воображение, память, внимание, мышление. Обучение становится более эффективным. Получение знаний перестает быть искусственной целью, трудно переживаемой ребенком, - оно становится средством творческой самореализации.

В соответствии с целями конкретного занятия пространство организуется таким образом, чтобы школьные стереотипы поведения и психических состояний уступили место глубинным познавательным и творческим стремлениям.

Особая - неформальная - организация пространства обучения обеспечивает ребенку физическую и психологическую свободу: он может сидеть, лежать, стоять или свободно передвигаться во время занятий, сохраняя вовлеченность в происходящее.

Общение педагога и ребенка проходит в атмосфере психологической и физической безопасности и комфорта , составляющими которой являются : признание ценности каждой отдельной личности и приятие ее индивидуальных особенностей, толерантность; естественно - отсутствие оценивания, право на ошибку (даже у педагога);  творческое восприятие идей, событий и друг друга; эмоциональная взаимоподдержка, отказ от стремлений к формально выраженному результату в сочетании с осознаванием происходящего.

Итак, мы считаем, что основой любой деятельности, в том числе и образовательной, является стремление человека к творческой самореализации. Задача педагогов - создание среды, атмосферы, являющейся условием психологической безопасности и эффективности процесса. Для многих детей такая среда становится необходимой для них психологической поддержкой: помогает преодолеть страхи, внутренние барьеры и разные ограничения (включая телесные), неуверенность в себе. При этом ребенок открывает, часто неожиданно для себя, новые творческие и интеллектуальные возможности. У него растет вера в себя, меняется самооценка, контактность и другие психологические характеристики.

Синтез образования, психологии и искусства позволяет сделать среду "объемной": специальная, сознательная организация пространства, создание благоприятного для развития психологического климата и условий для эффективного обучения, дают возможность вовлечь в образовательный процесс не только интеллект, но и тело и Душу.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100