Публикации: Условия творческой самореализации ребенка - Школа Творческого Развития КЛЮЧ

Go to content

Main menu

Публикации: Условия творческой самореализации ребенка

Условия творческой самореализации  ребенка  при проведении регулярной внеклассной работы.

Самсонова Н.Е

Стремление к  творческой  самореализации и максимальному проявлению уникальных личностных качеств заложено в человеке самой природой , оно является побудительным мотивом  любой деятельности.

В силу объективных причин (жесткого учебного плана)сегодня наиболее благоприятные  условия для раскрытия  и развития творческого потенциала личности школьника предоставляются при проведении внеклассной работы. Различные формы регулярной внеклассной  (например , студии )- это  "полигон для испытаний"  различных возможностей ребенка, своеобразный социально-психологический тренинг, постоянный новый опыт , расширение представлений о себе и других людях , прекрасная возможность творческой самореализации личности.

Известна нелюбовь детей ко всякого рода "обязаловке", поэтому максимально должны быть использованы возможности  выбора  и "свободы передвижения" ребенка в организации внеклассной работы. Принцип добровольности,пожалуй,  самое важное условие успешной  самореализации ребенка  в творческой деятельности.

Второе условие - это осознавание педагогом  мотива, который привел ребенка в студию.   Изучив личностные мотивы всех участников группы, педагог формулирует значимую и эмоционально -наполненную , общую для всех участников группы цель.      Это может быть создание  какого-либо   общего "творческого продукта "(  спектакля,  журнала, экспонатов для выстывки и т.д.) , выбор которого зависит от возрастных и психологических особенностей, увлечений   участников группы. Педагогу необходимо помнить, что  решение о конечном творческом результате -     это момент "доброй воли".  Предложение  может исходить  и от самих детей , и от педагога , но оно должно быть обсуждено и принято всеми участниками группы (можно  убедить или увлечь, нельзя просто навязать)

Третье  условие -   создание   образовательной среды (окружающей обстановки    и  психологической атмосферы),     наилучшим образом способствующей  организации  той деятельности , которую  сам ребенок оценивает как  полезную и интересную.

Организация такой деятельности, по мнению автора, должна базироваться на гуманистических принципах психологии и педагогики. Важно, чтобы школьник  чувствовал себя в студии в     условиях    "психологической безопасности".

Физическая среда (организация пространства )очень важна. Для многих видов занятий необходима  возможность свободно лежать , сидеть,  передвигаться в помещении. Не следует жалеть времени на "обживание " пространства; чем больше энергии будет затрачено на обустройство помешения в соответсвии со вкусами участников группы, тем  комфортнее будет детям  в таком помещении  . Обстановка обязательно должна быть неформальной,  не похожей на обычное классное помещение.

Внешкольная работа, как правило, - групповая, и создание особого микроклимата группы - основная задача педагога. Группе присуща особая энергия, творческая напряженность, большая жизнеспособность и рассудочность в отношении к определенным проблемам.  Доверие друг другу участников группы (взрослых профессионалов и детей) - необходимое условие функционирования группы , оно  основано на добровольности посещения студии.

Дети 7-13 лет  крайне чувствительны к оценке окружающими их деятельности, поэтому занятия необходимо организовать таким образом, чтобы у каждого участника группы была возможность, с одной стороны, выделиться, а с другой стороны , при желаниии  оставаться в" толпе" (при этом  исключен неуспех).  Внутри группы нежелательно  явное   соревнование отдельных участников , но командное -  вполне возможно. Перед началом занятий должны быть выработаны и приняты участниками именно этой группы правила общения , например . такие , как свобода самовыражения и безоценочность деятельности.

Структура внеклассной работы дает прекрасные возможности для использования нетрадиционных форм занятий (тренингов, мозговых штурмов, групповых импровизаций, конкурсов  всех видов, этюдов, игр), однако стоит помнить об удовлетворении когнитивных потребностей  школьников - результатом каждого занятия должен стать интеллектуальный скачок,  осознаваемый ребенком  как " новый кирпичик в здание своего знания о мире, о других и о себе ".

Ключевым моментом организации успешной творческой деятельности, на наш взгляд , является наличие определенных стимулов. Их можно разделить на 2 вида. Первый вид - "задачи престижа", высказыввания педагога перед началом занятий о тех новых возможностях, которые дают  занятия в студии. Ребенок должен хорошо осознавать , какое новое умение  он приобретет в результате выполнения творческих заданий. Перед началом любой деятельности необходима раскачка интеллектуально- творческих механизмов личности. Короткие  задания эвристического типа помогают включить внимание и воображение ребенка. Иногда дети сами предлагают подобного рода задания, так образуется "фонд обмена", который постоянно пополняется находками детей..

Стимулы второй группы- это различного рода ограничения, "вызовы ситуации ,"  создающие  особое напряжение, необходимое для  проявления творческого начала в человеке. Мастерство преподавателя, его профессиональный  и  педагогический опыт помогут  выбрать  оптимальные ограничения  для каждого задания. .На наш взгляд, наиболее продуктивны   ограничения формы: можно ограничить   время выполнения задания, используемый материал, способы  выражения . Не должно быть ограничений в содержании , так как психологическая доминанта момента (настроение или переживание ребенка  ) может неожиданно выразиться  при выполнении задания. При  этом  каждое  из творческих  заданий станет   для растущего человека " шагом  к себе",   деятельностью ,  дающей  ребенку материал для открытия и проверки своих возможностей и способностей, самотестирования.

Соблюдение названных выше условий поможет педагогу организовать в студии такую  деятельность, которая позволит каждому учащемуся не просто раскрыть свои творческие .возможности, но и сделать мощный рывок в личностном росте , приобрести новый опыт в понимании себя и окружающего мира.


 

КОНТАКТЫ


Часы работы офиса:
Пн-Пт: 10-19 ч.
Сб-Вс: 10-17 ч.


 
 
 
Back to content | Back to main menu

Rambler's Top100